AP/ТАСС
AP/ТАСС

Европа вступает в период «премьеропада». Почему политики уходят в отставку?

За месяц уволились уже четыре европейских премьера. Похоже, это только начало

21 июля в отставку ушел премьер-министр Италии Марио Драги. Он стал четвертым главой правительства в Европе, который покинул пост за последний месяц. Кабмины уходят один за другим на фоне экономических проблем и внешнеполитических проблем, с которыми Евросоюзу все труднее справляться. Разбираемся, с чем связана волна нестабильности и стоит ли ждать новых отставок в Европе.

Кто ушел в отставку?

21 июля об уходе объявил глава итальянского кабмина Марио Драги. Политику удалось сделать это только со второго раза — первую отставку, о которой он сообщил 14 июля, не принял президент страны Серджо Маттарелла.

Драги покинул правительство после развала правящей коалиции. Его спровоцировал уход в оппозицию правопопулистского «Движения пяти звезд» из-за конфликта с правительством вокруг закона об экономической помощи населению и раскола в самой партии по вопросу поставок оружия на Украину. На последнем голосовании по вотуму доверия правительству к «Пяти звездам» также присоединились партия Сильвио Берлускони «Вперед, Италия» и «Лига Севера» во главе с Маттео Сальвини. Это окончательно похоронило надежды на сохранение кабмина.

Примерно в это же время во временную отставку подала премьер-министр Эстонии Кая Каллас. Ей пришлось пересобирать кабмин после исключения из правящей коалиции Центристской партии, выступившей против перевода русских школ на эстонский язык. 18 июля она сформировала новое большинство вместе с Социал-демократической партией и партией «Отечество», после чего вернулась к исполнению обязанностей.

До этого в отставку ушел премьер Британии Борис Джонсон. Его уход — это результат череды громких скандалов с ковидными вечеринками и гей-домогательствами в кабмине, на которые наложилась стремительно ухудшающаяся экономическая ситуация в стране. Джонсон до последнего пытался сохранить власть, но после массового исхода министров из правительства был вынужден покинуть пост 7 июля. Ожидается, что имя нового премьера огласят до сентября.

23 июня парламент Болгарии выразил вотум недоверия правительству во главе проевропейским политиком Кирилом Петковым. Недовольство депутатов вызвали неудачная экономическая политика, планы отказаться от российского газа и начать поставки оружия Украине. Правительственный кризис в Болгарии до сих пор не разрешили — после отставки Петкова его партия не смогла собрать новую коалицию, поэтому мандат на формирование правительства передали Социалистической партии.

Почему европейские лидеры покидают посты?

Волна отставок в Европе началась на фоне жесткого экономического кризиса, надвигающегося на еврозону и сопредельные с ней государства. Европейская экономика не успела отойти от пандемийной инфляции, как по ней ударил украинский кризис, спровоцировавший санкционную войну, энергетический и логистический кризисы.

В июне инфляция еврозоны достигла рекордных 8,6% при целевых 2%, в Британии она и вовсе преодолела отметку в 9%. Основным драйвером роста цен остается энергетика, пострадавшая от сокращения поставок из РФ и «зеленой» политики. В июне газета The Wall Street Journal писала, что европейские предприятия вынуждены закрываться из-за отсутствия альтернативы дешевым российским энергоресурсам. Рост цен также заметно снизил конкурентоспособность их продукции.

При этом европейские власти слишком поздно взялись за решение экономических проблем — вместо этого они предлагали разобраться с кризисом, «победив Россию на поле боя». Из-за этого ЕЦБ тянул с повышением ставки вплоть до 22 июля, а ЕС не предпринимал мер по ослаблению чувствительных для себя санкций до 21 июля.

В результате евро обвалился по отношению к доллару, экономика ЕС приблизилась к рецессии, действующие власти стали терять доверие избирателей, а страны с наиболее нестабильной политической ситуацией начали скатываться в кризисы.

Что будет дальше?

Политические пертурбации в странах ЕС грозят усугубить кризис, в котором оказалось объединение. Пока все внимание приковано к Драги, отставку которого уже называют крахом «столпа Европы». Бывший глава ЕЦБ, спасший евро от долгового кризиса 2010-х, полтора года удерживал от свободного падения итальянскую экономику и играл важную роль в согласовании общей позиции стран ЕС. С его уходом в объединении стало еще меньше руководителей, способных поддерживать единство среди всех его 27 членов.

При этом по мере углубления экономического кризиса волна отставок может продолжиться. Явных кандидатов на вылет пока нет, но дискомфорт начинают ощущать и более стабильные страны.

Тревожная ситуация складывается в Нидерландах, которые охватили массовые протесты фермеров из-за планов правительства радикально сократить выбросы азота. Правительству Марка Рютте приходится справляться с кризисом, будучи ослабленным прошлогодними антиковидными беспорядками и скандалом с детскими пособиями. В январе 2021-го Рютте выпутался из ситуации, пойдя на досрочные выборы, но сейчас ему едва ли удастся повторить кульбит — к 22 июля рейтинги его партии обвалились с 39% до 22%, почти сравнявшись c Аграрной партией (18%).

Президент Франции Эммануэль Макрон успел комфортно переизбраться в апреле, но уже в июне его партию разгромили на парламентских выборах. Усилившиеся крайне фланги отказались войти в предложенное Макроном «правительство действия» и продемонстрировали готовность блокировать инициативы кабмина. Теперь разрозненный парламент угрожает ввергнуть страну в политический кризис.

Правительство Олафа Шольца в Германии чувствует себя значительно лучше, но и его критикуют за попытки усидеть на двух стульях в украинском и энергетическом вопросах. Уже в мае правящая Социал-демократическая партия Германии разгромно проиграла региональные выборы консерваторам. А в начале июля сам канцлер неожиданно оказался в центре скандала из-за вечеринки с наркотиками, на которой он присутствовал. Пока что это не повлияло на устойчивость правящей коалиции. Однако кризис делает Шольца еще одним потенциальным претендентом на отставку.

━━━━━

Виталий Рюмшин