«Чистая пропаганда»: почему Польша требует от ФРГ репарации за Вторую мировую
1 сентября Польша объявила о намерении официально потребовать от Германии военные репарации за оккупацию времен Второй мировой войны. Варшава поднимает тему выплат последние пять лет, обвиняя немцев в нежелании платить по старым счетам. Германия же утверждает, что вопрос репараций решили давным-давно, а требования Польши — не более чем политический популизм. Разбираемся, сколько поляки требуют от немцев и почему они решили поднять эту тему через 70 лет после окончания войны.
Чего хотят поляки?
Варшава намерена официально предъявить Берлину репарационный счет за ущерб, понесенный во время Второй мировой войны. Об этом сообщил лидер правящей в Польше партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский.
Заявление Качиньского было символично приурочено к 83-й годовщине нападения Германии на Польшу, которое началось 1 сентября 1939 г. Варшава оценивает свои требования в 6,2 трлн злотых ($1,3 трлн). В сумму входят 797 млн злотых за материальные потери, 19 млн за ущерб культурным ценностям, 89 млн компенсации за банковские потери и 35 трлн для покрытия страховых убытков.
«Представленная сумма была рассчитана с помощью наиболее ограниченного и консервативного метода, она может быть увеличена… Эта сумма вполне приемлема для экономики Германии и не слишком ее обременит», — заявил Качиньский. При этом репарационные претензии достигают почти трети ВВП ФРГ.
В Германии наотрез отказались даже обсуждать требования Варшавы, заявив, что вопрос о репарациях закрыт. «Польша отказалась от дальнейших репараций в 1953 году и неоднократно подтверждала этот отказ. Это существенная основа нынешнего порядка в Европе», — отметили в МИД ФРГ.
Тем не менее такой ответ не удовлетворил Польшу. По словам пресс-секретаря польского правительства Петра Мюллера, в будущем Варшава твердо намерена предпринять «политические и правовые шаги», чтобы получить полагающиеся ей деньги. В ПиС высказывались за требование репараций и от России — но рассудили, что добиться выплат от Германии будет все-таки проще.
Разве Германия не выплатила репарации?
Германия все еще делает выплаты жертвам нацистской агрессии, хотя большую часть денежных вопросов она уже решила. После 1945 года союзники потребовали от Берлина около $320 млрд в форме прямых выплат и конфискации промышленного потенциала. Но впоследствии эту сумму значительно урезали в серии отдельных соглашений с ГДР и ФРГ.
Так произошло и с Польшей, которая была одним из реципиентов выплат. В 1953 году Польская народная республика и ГДР заключили соглашение, по которому Варшава отказывалась от репараций, а взамен Восточная Германия признавала послевоенную границу по линии Одер — Нейсе. В 1970-х гг. ФРГ выплатила несколько миллиардов марок жертвам нацистской оккупации. Еще больше выплат последовало после объединения Германии.
До недавнего времени проблему репараций не выносили в публичную плоскость. Все изменилось в 2017 году, когда Качиньский фактически отозвал предыдущие обязательства Польши. С тех пор Варшава предъявляла Германии счет за войну трижды. Сначала ПиС оценила страдания польского народа в $48,8 млрд. В 2018-м запросы выросли до $850 млрд, а после корректировок устаканились на отметке в $543 млрд. Правда, в том же году Польша сообщила, что пересчитает сумму еще раз «по новой технологии».
Претензии Польши строятся на том, что Варшава так и не уладила репарационный вопрос с Западной Германией. Соглашение с ГДР она тоже отказывается признавать, утверждая что его заключили под давлением СССР. Позиция Берлина строится на обратном — в 1953 году Польша добровольно отказалась от репараций, значит, Германия ей ничего не должна.
Почему эта тема вообще возникла?
Репарационный вопрос был и остается идеей-фикс «Права и справедливости». По одной из версий, таким образом националисты пытаются поправить финансовое положение Польши — по аналогии с Грецией, которая в 2015 году также попыталась добиться от Берлина выплат на фоне тяжелой экономической ситуации и переговоров по реструктуризации госдолга.
Другая гласит, что требования репараций — это принципиальная позиция лично Качиньского. В 2005 году в пользу их выплаты высказывался его брат Лех Качиньский. Ярослав тоже успел отметиться негативным отношением к ЕС и Германии — при нем ПиС пошла в открытую конфронтацию с Брюсселем, а сам он обвинял Берлин в построении «четвертого рейха» на основе Евросоюза.
При этом с притязаниями националистов согласны не все их сторонники. Опрос United Surveys показал, что позицию кабмина по репарациям поддерживают 47% избирателей ПиС, 37% назвали требования безосновательными, еще 33% считают, что Варшава не доведет дело до конца.
Демократическая оппозиция также выступает против политики ПиС, считая ее пустым популизмом перед парламентскими выборами, которые должны состояться в следующем году.
«Заявление Качиньского — это не про репарации. Это про внутреннюю политическую кампанию, направленную на восстановление рейтингов правящей партии», — заявил лидер оппозиционной партии «Гражданская платформа» Дональд Туск.
С ним согласен и член Европарламента от «Гражданской платформы» Радослав Сикорский: «Шансов на репарации нет… Это чистая пропаганда, сказка для дурачков».
«В кругах ПиС уже давно наблюдается тенденция к публичным атакам на Германию, чтобы заручиться поддержкой правого электората за счет хороших польско-германских отношений, — говорил экс-посол ФРГ в Польше Арндт Лорингховен. — Я спрашиваю себя, какими мотивами руководствуются нынешние власти в Варшаве? Они хотят, чтобы Германия была сильным союзником Польше, или мы нужны им как козел отпущения, на которого можно свалить все внутренние проблемы? Я не могу понять логики их действий».
━━━━━
Виталий Рюмшин