Эйджизм в кино: почему тинейджеров играют 30-летние, а женщины на экране вечно молодые
В рамках мероприятия, посвященного 60-летнему юбилею фильмов о Джеймсе Бонде, один из продюсеров франшизы Майкл Дж. Уилсон рассказал, что агента никогда бы не смог сыграть молодой актер, ведь Бонд — ветеран, обладающий большим опытом и знаниями. Такое решение кажется вполне разумным, однако возрастная логика в Голливуде соблюдается далеко не всегда. В зарубежных картинах мы часто видим, как тридцатилетние актеры играют тинейджеров, сорокалетние — пенсионеров, а женщины за 40 нередко просто остаются не у дел. Почему в кино правит эйджизм? Разбираемся.
Почему тинейджеров играют взрослые
Возможно, самый распространенный пример эйджизма в кино — это феномен под названием «кастинг Доусона» ( когда подростков играют актеры старше 18 лет). Иногда это едва заметно, но в иных случаях ситуация выходит из-под контроля: например, в сериале «Хор» школьнику (актеру Кори Монтейту) на момент съемок 27 лет, а его учителю (Мэттью Моррисону) — 31 год. Можно также вспомнить Тоби Магуайра и его 27-летнего студента-супергероя Питера Паркера или состав оригинального сериала «Сплетница», где нью-йоркским подросткам всем было за 20.
Кастинг-директор Тодд Талер объяснял, что компании вынуждены брать на роли тинейджеров взрослых из-за трудового законодательства. Количество часов, когда подростки могут работать, строго ограничено, и в них должно быть включено время на учебу и отдых (совершеннолетние же могут работать до 18 часов).
Кроме того, если речь идет о длительных сериалах, взрослые актеры — более надежный выбор, ведь их внешность вряд ли сильно изменится за несколько сезонов. Некоторые киноделы не решаются брать на роли подростков, потому что не знают, как изменится ребенок, если внезапно станет богатым и знаменитым (чего стоит только кейс Маколея Калкина).
Однако психолог и доктор философии Барбара Гринберг считает «кастинг Доусона» пагубной тенденцией: молодые зрители хотят ассоциировать себя с героями, поэтому играть их должны именно актеры-подростки. По ее мнению, это поможет тинейджерам не развить в себе комплексы на тему идеальной внешности более взрослых актеров, у которых нет прыщей и других подростковых проблем.
Почему актеров искусственно состаривают
Существует и обратная тенденция: киноделы искусственно — при помощи грима или технологий — состаривают артистов вместо того, чтобы найти более возрастных кандидатов на роль. Порой необходимость этого диктует сам сценарий (вроде 85-летнего Брэда Питта в «Загадочной истории Бенджамина Баттона»), а иногда это просто прихоть режиссера (например, Тильда Суинтон, любимая актриса Уэса Андерсона, в «Отеле “Гранд Будапешт”» предстает в образе 84-летней вдовы-миллионерши).
На удивление, такой киноприем редко критикуют, но у него есть один большой минус — актерам пенсионного возраста становится намного тяжелее найти работу (в особенности женщинам). К тому же разрушается традиционная голливудская экосистема, в которой «актеры [разных возрастов] получали роли, режиссеры по кастингу решали интересные задачи, а зрители видели настоящие лица звезд» — теперь все это заменяет CGI-графика.
Наконец, технологическая гонка привела к тому, что актеров теперь не только состаривают, но и радикально омолаживают: например, Роберт Де Ниро и Аль Пачино, которым уже под 80, в «Ирландце» сыграли 40-летних мужчин. В лучшем случае из этого получается запоминающийся трюк, в худшем — не покидающий зрителя эффект «зловещей долины».
Почему есть трудности у сорокалетних актрис
Женщины старше 40 лет постоянно сталкиваются с проблемой поиска ролей, и это подтверждают многочисленные исследования: в 2020 году на долю актрис среднего возраста выпало только 36% от общего числа персонажей. Борющиеся с неравенством киноведы провели исследование и выяснили, что в фильмах, снятых с 1920 по 2011 год, тридцатилетним актрисам досталось лишь 40% всех главных ролей, а сорокалетним и вовсе 20%.
Это откровенное проявление эйджизма подмечают как известные актрисы вроде Мэрил Стрип (была уверена, что ее карьера закончится после 40 лет), так и менее популярные типа Мэгги Джилленхол (призналась, что не получила роль, потому что в 37 лет была «слишком старой» для 55-летнего персонажа).
Также о трудностях рассказывала героиня сериала «Оранжевый — хит сезона» Джейми Денбо (в 43 года она оказалась слишком «возрастной» для 57-летнего партнера). Романтические роли с мужчинами того же возраста, что и актрисы, зачастую получают только звезды первого эшелона вроде Николь Кидман, Анджелины Джоли или Дженнифер Энистон.
Почему мужчины стареют, а женщины остаются молодыми
64-летний Гэри Олдмен и 36-летняя Аманда Сайфред сыграли мужа и жену в фильме «Манк» Дэвида Финчера. И все бы ничего, но по сценарию обоим персонажам должно быть 43 года — получается, что Олдмена омолодили, а Сайфред, наоборот, состарили, что вызвало возмущение у борцов за равноправие. Подобные двойные стандарты относительно актеров разных полов были всегда и работали, в основном, не в пользу женщин.
Актрисы имеют преимущество над мужчинами только в возрасте 20 лет (тогда они получают 80% главных ролей), а далее в кино начинает править мужской пол. Если же в фильме есть романтическая завязка, вероятнее всего, мужчина в нем будет старше 30 лет, а девушка младше. Это подтверждают и уже винтажные картины вроде «Красотки» — в 1990 году Ричард Гир крутил роман с Джулией Робертс, которая моложе его на 18 лет. Как результат, в большинстве популярных фильмов мужчины стареют, а их экранные спутницы остаются молодыми. Впрочем, как показывает пример Леонардо ДиКаприо, то же самое происходит и в реальной жизни.
━━━━━
Никита Прунков