Нейросексизм: мифы о различиях мозга девочек и мальчиков, в которые пора перестать верить
История исследований половых различий полна неточностей, неправильных интерпретаций, предвзятости публикаций, слабой статистической мощности и неадекватного контроля. Ученые продолжают бороться с заблуждениями в этой области. В честь Международного дня девочек, который отмечается 11 октября, разбираемся, в чем различия в мозге обоих полов и чем девочкам грозит нейросексизм.
Решающих различий нет
Ученые утверждают, что размер мозга увеличивается с размером тела, а некоторые характеристики (соотношение серого и белого вещества или мозолистого тела) немного нелинейно зависят от размера мозга. Но это различия в степени, а не в характере. Они не видны, когда мы сравниваем мужчин с маленькой головой и женщин с большой, и не имеют никакого отношения к различиям в хобби или заработной плате.
Обширные исследования ясно показывают, что существуют физические различия между мозгом мальчиков и девочек — в структуре и химических веществах, а также в функциях.
Например, они по-разному реагируют на стресс и обрабатывают эмоциональные воспоминания. У мальчиков мозг больше, но у девочек он созревает быстрее. Гиппокамп, из которого происходят память и речь, развивается быстрее и крупнее у девочек, чем у мальчиков. У девочек также большая часть коры головного мозга предназначена для вербальной функции. Это влияет на словарный запас, навыки чтения и письма. У мальчиков, с другой стороны, кора головного мозга больше ориентирована на пространственные отношения. У девочек также вырабатывается больше серотонина и окситоцина, что может сделать их более спокойными и заинтересованными в эмоциональной связи.
Тем не менее эти различия легко переоценить, и они могут отвлечь от более важных сообщений науки.
Миф 1: девочки хуже справляются с математикой
Грамотность и математика — это две области, в которых распространены стереотипы о гендерных способностях. Девочки в целом взрослеют раньше и стабильно лучше мальчиков учатся в чтении и письме, что объясняет более высокий уровень школьной успеваемости девочек в целом. Но ученые не нашли доказательств того, что этот разрыв в достижениях как-то связан со структурой мозга. Образование, а не биология, является как причиной, так и ответом на половые различия в навыках чтения.
В то же время широко распространено мнение, что мальчики каким-то образом рождаются с более развитым «математическим мозгом», но многочисленные исследования показали, что это не так. В 70% стран мира девочки превосходят мальчиков не только в чтении, но и в математике и естественнонаучной грамотности.
К сожалению, исследования также показывают, что у девочек более высокий уровень математической тревожности и более низкая уверенность в решении задач, нежели у мальчиков. Гендерный разрыв начинает проявляться уже в третьем классе. К старшей школе мальчики обычно получают более высокие баллы по математике в стандартных тестах, хотя и ненамного.
Миф 2: девочки лучше справляются с многозадачностью
Эта теория основана на том факте, что левая и правая части коры головного мозга более тесно связаны в женском мозге, чем в мужском. Это означает, что информация более эффективно соединяет два полушария. В то же время мальчики, как правило, имеют больше связей в одном полушарии.
Но на самом деле ни один человеческий мозг не работает хорошо при многозадачности — в итоге мы справляемся с каждой задачей хуже, чем если бы решали их по отдельности.
В проведенном исследовании с участием 120 мужчин и 120 женщин многозадачность снизила производительность на 77% у мужчин по сравнению с 66% у женщин. На самом деле лучше вообще отказаться от многозадачности и сосредоточиться на делах полностью и последовательно.
Миф 3: девочки лучше работают только в команде
Одна из основных теорий заключается в том, что девочки менее конкурентоспособны из-за более сильного воздействия эстрогена и окситоцина и меньшего количества тестостерона.
Однако химические вещества в мозге разных людей различаются, как и уровень конкурентоспособности. Например, эксперимент, проведенный Стокгольмской школой экономики, был направлен на то, чтобы доказать, что мальчики, как правило, работают лучше, чем девочки, в конкурентной среде.
Тесты провели в Швеции, занимающей четвертое место в мире по гендерному равенству, где дети в возрасте от 7 до 10 лет соревновались в традиционно женских или мужских видах деятельности. Результаты показали, что девочки и мальчики одинаково конкурентоспособны во всех сферах.
Миф 4: девочки более эмоциональны и поэтому слабы
Одно из основных различий между мужским и женским мозгом заключается в орбитофронтальной коре и глубокой лимбической системе. Она участвует в обработке и выражении эмоций. В некоторых исследованиях отмечалось, что она больше в мозге взрослых женщин, что приводит к убеждению, что девочки лучше формулируют эмоции и интуитивно понимают других.
Но мы должны остерегаться стереотипов. Такие черты, как эмпатия и сострадание, сильно различаются в зависимости от ситуации, а при некоторых обстоятельствах гендерные отличия и вовсе полностью исчезают. Скорее, компоненты эмоционального интеллекта — навыки межличностного общения и эмпатия — являются способностями, которым можно научиться с течением времени.
Откуда берутся ложные утверждения о мозге девочек?
Любые небольшие различия в схемах мозга возникают из-за гендерных стереотипов. Это результат окружающей среды, а не биологии. Ожидать, что человеческий мозг с рождения запрограммирован на то, чтобы хорошо делать что-то одно, а плохо — что-то другое, не принимает во внимание эпигенетику, а также пластичность нашего мозга.
Даже такие характеристики, как уверенность, которые могут казаться «естественными», нуждаются в соответствующих путях, которые должны быть заложены в нашем мозге и которые необходимо поддерживать с течением времени.
Джина Риппон, профессор когнитивной нейровизуализации считает, что различия при рождении скромны, но увеличиваются из-за культурных веяний, поскольку «гендерный мир порождает гендерный мозг».
Так, мозг девочек дифференцируется благодаря ярко выраженной культуре розового цвета, кукол и платьев, пока мальчиков помещают в голубое пространство с машинками, которым они пропитываются с момента раскрытия пренатального пола.
Нам пора отказаться от нейросексизма и создать среду, в которой могут процветать оба пола.
━━━━━
Анастасия Дегтярева