история
Wikimedia Commons
Wikimedia Commons

​​​​​​​«Огненные потехи»: как Петр I навсегда изменил празднование Нового года в России

Стараниями государя в стране появились новшества, сохранившиеся и по сей день

По языческим традициям древней Руси будущий год наступал у славян не в январе, как мы привыкли, а в марте. Связано это было с тем, что люди жили в единении с природой и начинали отсчет весной, с возобновлением полевых работ. С принятием христианства на Руси новый год стали встречать осенью. В конце XVII века, путешествуя с великим посольством по Европе, царь Петр I с удивлением узнал, что вести летоисчисление от сотворения мира уже не модно и русский календарь отставал от европейского на многие годы. Стремясь синхронизироваться с Западом, Петр I повелел перенести празднование Нового года на 1 января. Но и это еще не все. Великий реформатор заложил традиции этого дня на долгие столетия вперед. Рассказываем, как восшествие на престол Петра Алексеевича изменило Новый год в России.

Как появился старый Новый год

Петр I решил превратить Новый год в масштабный народный праздник. Хорошая возможность представилась на стыке XVII и XVIII веков, когда заканчивался 1699 год. Но воспитание новой привычки потребовало строгости, которая прослеживалась во введении всех новых обычаев и традиций на территории России. Царь издал указ, в котором повелел изменить дату празднования. Это ввергло многих в ступор, ведь совсем недавно, четырьмя месяцами ранее, народ уже отметил наступление 7208 года.

Получается, что Новый год мы отмечаем 1 января исключительно благодаря желанию Петра подстроиться под европейские стандарты. Однако, принимая новый календарь, правитель проигнорировал двухнедельную разницу в числах. Так, года отсчитывали на один манер, а числа — на другой. Путаницу устранили только при советской власти в 1918 году. Но эта несостыковка породила уникальный народный праздник — старый Новый год.

Простым переносом даты Петр I не ограничился. В основу российской новогодней традиции государь решил вложить обычаи, с которыми познакомился, посетив Германию и другие европейские страны.

Как в России ставили первые елки

В канун праздника хозяевам домов, расположенных на больших улицах, перед воротами следовало «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Тем, кому финансы не позволяли выставить во дворе целую елку, разрешалось повесить на ворота хотя бы веточку вечнозеленого дерева. Для тех, кто боялся ошибиться в выборе новогодних украшений, в Гостином дворе Санкт-Петербурга выставляли образцы. Но в целом поощрялась фантазия народа — «кому как удобнее и пристойнее».

Царь перенес старую европейскую традицию на русский лад. Так же, как сегодня мы украшаем дома елками, древние народы вешали вечнозеленые ветки над дверями и окнами. В былые времена люди верили, что солнце было богом и зима наступала каждый год, потому что бог болел и слабел. Предки праздновали солнцестояние, ведь это означало, что солнце наконец начинает выздоравливать. Вечнозеленые ветви напоминали им обо всех зеленых растениях, которые вскоре взойдут.

Начало традиции приписывают Германии, когда в XVI веке набожные христиане стали приносить в дома украшенные елки. Некоторые строили пирамиды из дерева и украшали их вечнозелеными растениями и свечами, если древесины не хватало. Другие елки представляли собой растения вишни или боярышника, которые помещали в горшки, чтобы они зацвели на Рождество. Некоторые деревья (или хотя бы небольшие верхушки) подвешивались к потолку, в основном в определенных частях Германии и Польши, а также в славянских странах. Возможно, так поступали для экономии места, или же деревья просто красиво смотрелись, свисая со стропил.

В России под угрозой штрафа елки стали устанавливать в трактирах и кабаках, но не внутри, а снаружи. Зажиточных петербуржцев обязывали наряжать хвойное дерево настоящими конфетами, орехами, фруктами и даже овощами.

Фейерверки и каникулы

В российскую новогоднюю традицию также пришли и фейерверки, которые, по задумке императора, по масштабу должны были соответствовать главному празднику года. Правитель мечтал, чтобы этот день отмечали громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В указе говорилось:

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя с новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам и окольничим <…> каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья, учинить

В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года на Красной площади запустили фейерверк, москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты. Богатые горожане облачились в венгерские и французские кафтаны, а их супруги — в платья, сшитые по европейской моде.

Старания Петра на этом не закончились. В 1700 году впервые появились многодневные новогодние каникулы, закрывавшие праздники только 7 января, когда завершался крестный ход. Многие старые обряды — карнавалы, развлечения ряженых, катание на санях, полуночные гадания и хороводы — отлично вписались в ритуал встречи Нового года.

На праздничный стол ставили зажаренного «кесаретского поросенка». Блюдо обязательно входило в ужин Васильева вечера накануне Нового года. Название еда получила по имени святителя Василия Великого (Кесарийского), день памяти которого приходился на 1 января. Его почитали как покровителя свинопасов. В Васильев вечер ели лучшее, что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью и кашу.

Императору удалось заложить традицию новогоднего праздника, которая прошла почти неизменной сквозь все этапы отечественной истории до наших дней.

━━━━━

Анастасия Дегтярева

Анастасия Дегтярева