EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

Политика призакрытых дверей: как Эрдоган разрушил надежды Швеции на вступление в НАТО

Стокгольм все еще надеется, что Анкара одобрит его заявку. Но ультраправые и курды раз за разом портят ему все

23 января президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отказался поддерживать заявку Швеции на вступление в НАТО. Демарш турецкого лидера стал результатом кризиса, который вызвала серия антитурецких демонстраций в Стокгольме. Однако в его основе лежат более глубокие противоречия, которые Турция, Швеция и Финляндия не смогли решить за год переговоров о расширении НАТО. Разбираемся, почему Турция закрыла двери НАТО перед Стокгольмом, что об этом говорят на Западе и как Швеция может изменить ситуацию.

Безобразие перед посольством

Негодование Эрдогана вызвала антитурецкие акция с сожжением Корана, которая прошла у посольства Турции в Стокгольме 21 января. Ее организовали ультраправые активисты датской партии «Жесткий курс» во главе Расмусом Палуданом. Организаторы планировали таким образом выступить против попыток Анкары «подавить свободу слова» в стране.

Сожжение Корана прошло с официального разрешения шведских властей, что сразу же спровоцировало жесткую реакции со стороны Турции. Незадолго до начала акции глава МИД страны Мевлют Чавушоглу охарактеризовал ее как проявление расизма и преступление на почве ненависти. В тот же день Анкара отменила визит министра обороны Швеции Пола Йонсона, который должен был состояться 27 января.

Одновременно с выходкой Палудана возле турецкого посольства прошла акция сторонников Рабочей партии Курдистана (РПК), которую Анкара считает террористической. В ответ Турция обвинила Швецию в нарушении трехстороннего меморандума о вступлении в НАТО.

«Мы еще раз подчеркиваем, что ожидаем от Швеции конкретных и эффективных шагов, помимо риторики, особенно в борьбе с терроризмом», — отметили в МИД Турции.

23 января тему с обязательствами Швеции по вступлению альянс развил Эрдоган. «Допустившим такое безобразие перед посольством Турции в Стокгольме не следует ожидать от нас какой-либо благосклонности по их обращению о членстве в НАТО. Если Швеция не уважает Турцию, а также религиозные чувства мусульман, она не получит от нас никакой поддержки», — заявил турецкий президент.

Турция и Швеция ругаются из-за активистов уже второй раз за месяц. 12 января в Стокгольме прошел еще один митинг сторонников РПК, участники которого подвесили за ноги куклу, похожую на Эрдогана. После этого турецкий МИД вызвал шведского посла, выразив ему решительный протест.

Между свободой слова и НАТО

Сразу же после скандальной акции глава шведского правительства Ульф Кристерссон выступил с ее осторожным осуждением. Он назвал сожжение Корана «неуместным», но в то же время оговорился, что поддерживает свободу слова как «фундаментальную часть демократии». Примерно с таким же заявлением выступил глава МИД Швеции Тобиас Бильстрём.

По-видимому, шведские политики рассчитывали, что пространные извинения помогут им усидеть на двух стульях и замять конфликт с Турцией. Еще 22 января Бильстрём сохранял оптимизм и настаивал на том, что его страна находится на пороге вступления в НАТО.

«Сейчас мы очень близкому к тому моменту, когда настанет время турецкому парламенту начать процесс ратификации [заявки]», — заявил он канадскому телеканалу CBC News.

Однако Эрдоган окончательно лишил Стокгольм надежд на скорое присоединение к альянсу, чем обескуражил весь Запад, рассчитывавший на быстрое расширение НАТО. 24 января генсек альянса Йенс Столтенберг взялся лично тушить пожар и заступился за шведов.

«Свобода слова, свобода мнения — это драгоценная вещь в Швеции и в остальных странах НАТО. И поэтому эти неприемлемые действия не являются автоматически незаконными… Шведское правительство осудило эту акцию очень отчетливо», — сказал он.

Представитель Госдепа США Нед Прайс в ответ на слова Эрдогана так же подтвердил, что Швеция готова к вступлению в НАТО. Акцию с сожжением Корана он охарактеризовал так: «что-то может быть законно, но ужасно».

Тем временем шведско-турецкий конфликт заставил Финляндию столкнуться с собственной дилеммой. Хельсинки и Стокгольм договаривались присоединиться к организации «одной корзиной». Однако по мере затягивания процедуры из-за Швеции финны всерьез задумались над тем, чтобы двигаться дальше в одиночку.

«Финляндии, возможно, придется пересмотреть свою заявку на одновременное членство в НАТО со Швецией, если заявка Швеции будет отложена на более длительный период времени», — заявил глава МИД Финляндии Пекка Хаависто, отметив, что обеим странам нужно взять паузу в переговорах с Анкарой до тех пор, пока атмосфера «не успокоится». Впрочем, уже через несколько часов он взял слова назад и заявил, что у Хельсинки «нет плана "Б"».

Невыполнимые требования

Швеция и Финляндия подали заявку на вступление в НАТО в мае прошлого года, после чего страны альянса начали процесс ратификации необходимых документов. На данный момент это сделали все его члены, кроме Венгрии и Турции.

Будапешт собирается ратифицировать заявки уже в феврале. А вот Анкара выставила Стокгольму и Хельсинки целый пакет требований: запрет деятельности РПК, выдача ее членов турецким властям, снятие эмбарго на поставки оружия Турции и т.д. Все это нашло отражение в трехстороннем меморандуме, который стороны подписали в конце июня.

Швеция и Финляндия выполнили часть требований — например, в сентябре Стокгольм снял оружейное эмбарго. А вот диалог по курдскому вопросу застопорился из-за разногласий по поводу того, кого стоит выдавать Турции.

В конце прошлого года шведский верховный суд запретил властям выдавать Анкаре журналиста Бюлента Кенеша, которого турки подозревают в участии в попытке госпереворота 2016 года. 15 января Эрдоган посетовал на то, что финны и шведы отказали Турции в выдаче 130 террористов.

Между тем шведские власти жалуются на то, что Анкара выставляет им невыполнимые требования. «Турция подтверждает, что мы выполнили то, что от нас хотели. Но вместе с тем они говорят, что хотят от нас вещей, которые мы не можем или не хотим давать им», — говорил Кристерссон в декабре прошлого года.

В таких условиях переговоры по вступлению Швеции и Финляндии в НАТО рискуют затянуться на неопределенный срок. Безвыходность положения понимают и в скандинавских столицах. Поэтому единственной надеждой финнов и шведов стал проигрыш Эрдогана на майских выборах в Турции, который может значительно облегчить им дорогу в альянс.

━━━━━

Виталий Рюмшин