Евгений Халдей/ТАСС
Евгений Халдей/ТАСС

Палачи у руля: как нацисты пережили Нюрнбергский трибунал и правили Германией после войны

Бывшие нацисты доминировали в правящем истеблишменте ФРГ до 1970-х гг. Их влияние заметно в Германии и сегодня
власть

2 марта в российских кинотеатрах вышел фильм «Нюрнберг». Его события развернутся в 1945 году, на фоне международного трибунала над лидерами нацистской Германии. Итоги Нюрнбергского процесса и судьба его фигурантов, вроде Германа Геринга, Рудольфа Гесса и Карла Дёница, хорошо известны. Но на их фоне куда менее растиражирована судьба рядовых членов Национал-социалистической партии Германии (НСДАП). В отличие от высокопоставленных нацистов, борьба с ними была куда менее успешной. И это до сих пор сказывается на жизни Германии. Рассказываем, что стало с рядовыми членами НСДАП после войны, как бывшие нацисты пришли к власти в Западной Германии и почему их призрак витает над ФРГ по сей день.

Две денацификации

Пока высокопоставленных членов нацистской партии Германии судили на Нюрнбергском трибунале, рядовым функционерам НСДАП предстояло пройти через денацификацию.

По задумке, программа денацификации должна была устранить нацистские элементы из жизни немецкого общества. И это была задача не из простых, ведь в НСДАП состояли порядка 8 млн человек. А с учетом дочерних нацистских организаций число причастных приближалось к 45 млн — то есть больше половины жителей Германии.

Союзники подошли к проблеме по-разному. СССР полностью взял процесс в свои руки. Отвечавшие за денацификацию сотрудники НКВД арестовали и интернировали свыше 100 тыс. человек. От нацистов очищали суды, силовые структуры и систему образования — все это создавали фактически с нуля. Исключения делались лишь для тех, кто соглашался сотрудничать с СССР. Одновременно в Восточной Германии выстраивали социалистическую систему с масштабной национализацией промышленности, убрав из общественной жизни старую интеллигенцию и предпринимателей.

Суд над донором НСДАП Фрицем Тиссеном в Западной Германии. Источник фото: AP/ТАСС
Суд над донором НСДАП Фрицем Тиссеном в Западной Германии. Источник фото: AP/ТАСС

Совсем по-другому дела обстояли в западных зонах оккупации, которые затем объединили в ФРГ. Союзники инициировали массовые увольнения госслужащих, однако уже в 1946 году отстранились от денацификации, доверив ее самим немцам. Немцы же провели ее спустя рукава: чтобы избежать кадрового голода, наиболее востребованных специалистов быстро вывели из-под программы. Бизнесменов, которые спонсировали НСДАП, тоже не тронули. Судившие нацистов правоохранители часто сами были бывшими нацистами, из-за чего процессы быстро стали местом для кумовства, коррупции и сведения личных счетов.

Западное фиаско

Денацификация в ФРГ официально завершилась в 1964 году. По ее итогам осудили только чуть больше 6 тыс. человек. При этом 800 тыс. избежали наказания и даже штрафов — их амнистировали или помиловали. Делали это негласно и не привлекая излишнего внимания общественности. В некоторых случаях реинтеграция нацистов происходила с молчаливого согласия или при активном содействии США.

В результате 75% выдворенных нацистских чиновников в конце-концов вернулись к работе. В 1957 году минюст ФРГ на 77% состоял из бывших нацистов — ими были 90 из 170 высокопоставленных юристов и судей. Причем доля функционеров НСДАП в минюсте ФРГ была даже выше, чем во времена Третьего Рейха.

Похожим образом ситуация обстояла и в МВД. Там в 1949-1970-е гг. нацисты занимали 54% должностей. 8% из них состояли в СС под руководством Генриха Гиммлера, порядка 45% были штурмовиками СА.

Среди этих людей был Теодор Зевеке, бывший член Гестапо. Зевеке был убежденным нацистом — он вступил в НСДАП еще в 1929 году, участвовал в расстрелах мирных жителей и холокосте и остался верен своим принципам после войны. За все преступления он получил всего 18 месяцев тюрьмы. Уже в 1952 году его взяли в полицию, где он спокойно проработал до 1971-го — все это произошло под покровительством ЦРУ, которое завербовало его в 1947-м.

Еще один подопечный ЦРУ — юрист Ганс Глобке. Он прославился как человек, который наделил Адольфа Гитлера диктаторскими полномочиями и написал расовые законы против евреев. После войны Глобке стал близким советником канцлера Конрада Аденауэра и главой его канцелярии. Он ушел на пенсию вместе с Аденауэром в 1963 году — держаться у власти ему помогали американцы, которые делали все, чтобы скрыть от общественности его нацистское прошлое.

Ганс Глобке в 1963 году. Источник фото: Renate Patzek/Bundesarchiv
Ганс Глобке в 1963 году. Источник фото: Renate Patzek/Bundesarchiv

В 1966 году произошел совсем уж вопиющий случай. Канцлером ФРГ стал Курт Георг Кизингер — бывший член нацистской партии и работник министерства пропаганды Третьего Рейха. Всего в кабмине Кизингера связи с НСДАП имели пять из 18 министров, включая главу минобороны Герхарда Шрёдера, министра финансов Карла Шиллера и других.

Засилье бывших нацистов во властных структурах оказывало огромное влияние на политику Западной Германии. Немецкие политики считали Нюрнбергский процесс не актом правосудия, а этаким «судилищем» победителей над побежденными. Поэтому ФРГ категорически отказывалась брать на себя ответственность за преступления Третьего Рейха. И подобные настроения царили там вплоть до 1970-х гг.

Преодоление и терпимость

Поворотным моментом для ФРГ стал 1968 год. 11 апреля неонацист Йозеф Бахманн попытался убить левого активиста и предводителя студенческого движения Руди Дучке. Покушение дало старт массовым протестам по всей Западной Германии — их проводили в том и числе и под лозунгами борьбы с нацистским истеблишментом.

События тех лет привели к усилению левых настроений в ФРГ. Но, что более важно, они привели к появлению феномена «преодоления прошлого» — политики, при которой преступления нацистов не замалчивались, а выносились на публичное обсуждение. Именно благодаря ей Западная Германия наконец признала ответственность за зверства нацистов и начала зарабатывать себе репутацию страны, которая вступила на путь исправления.

Демонстрация против нацистов в Мюнстере, 1968 год. Источник фото: imago images/Klaus Rose/ТАСС
Демонстрация против нацистов в Мюнстере, 1968 год. Источник фото: imago images/Klaus Rose/ТАСС

Однако не все было так просто. Закрывание глаз на присутствие нацистов в политике породило странное смешение официального «преодоления прошлого» с неофициальной терпимостью к околонацистским элементам. С одной стороны, в ФРГ на законодательном уровне были запрещены любые проявления нацизма. С другой, там было много партий, которые так или иначе ассоциировали себя с фашизмом. Они функционировали вполне легально и даже участвовали в выборах.

В 1950 году штандартенфюрер СА Генрих Кунтсман, группенфюрер СС Вильгельм Майнберг и другие деятели НСДАП основали Немецкую имперскую партию. Они трижды участвовали в выборах в Бундестаг, но каждый раз набирали около 1%. Позже Немецкая имперская партия влилась в Национал-демократическую партию Германии (НДПГ) — идейную преемницу НСДАП.

НДПГ считается самой успешной неонацистской силой в поствоенной Германии — на выборах 1969 года она почти попала в Бундестаг, набрав 4,3% голосов. На волне левых настроений поддержка партии упала, но сама она никуда не делась. В 1990-е функционер НДПГ Свен Крюгер скупил деревеньку Ямель на северо-востоке Германии и устроил там неонацистскую коммуну, где открыто прославляют Гитлера. В 2000-х партия прошла в ландтаги Саксонии и Мекленбург-Передней Померании.

«Бренд Муссолини продолжает нравиться людям». Почему Италия опасается возвращения фашистов
«Бренд Муссолини продолжает нравиться людям». Почему Италия опасается возвращения фашистов

Власти ФРГ неоднократно пытались объявить НДПГ вне закона, но каждый раз Федеральный конституционный суд не находил достаточных оснований для ее запрета. Партия здравствует и поныне.

Конечно, не все неонацисты чувствовали себя вольготно. В 1992 году правые экстремисты подожгли приют для беженцев в Мёльне. После этого МВД Германии запретило сразу три партии: Националистический фронт, «Немецкую альтернативу» и «Национальное наступление». Федеральный конституционный суд также начал процедуру запрета Свободной немецкой рабочей партии — в 1995-м ее ликвидировали, признав антиконституционной.

В остальных случаях подобные группировки считали маргиналами, которые не пользуются поддержкой граждан и не угрожают конституционному строю страны. Поэтому к ним относились терпимо.

Круг замыкается?

До тех пор, пока в ФРГ все было благополучно, неонацисты действительно оставались на задворках политической жизни. Но XXI век принес с собой экономические сложности, массовый приток мигрантов, пандемию COVID-19 и, как следствие, усиление социального напряжения. Антифашистский настрой «поколения 1968-го» тоже пошел на спад и немцы, разочарованные неспособностью истеблишмента решать актуальные проблемы, снова потянулись к ультраправым.

Власти ФРГ отметили тенденцию к росту числа неонацистов еще в середине 2000-х гг. В 2005-2006 гг. оно увеличилось с 3,8 до 4,1 тыс. человек. В 2011-м в Германии насчитывали уже 5,6 тыс. неонацистов. На следующий год суммарная численность группировок достигла 6 тыс. человек. Но в реальности их было куда больше — ведь ведомства не считали «тихих нацистов», которые не демонстрировали свои убеждения открыто.

Позже выяснилось, что неонацисты проникли в Бундесвер, полицию и другие силовые структуры. В 2020 году их ячейку обнаружили в элитном спецназе KSK: ее члены не только исповедовали нацистские убеждения, но и тайком прибирали к рукам армейские арсеналы. В 2022-м МВД Германии объявило, что выявило свыше 327 неонацистов в федеральных и региональных силовых структурах. Из них 84 были сотрудниками контрразведки, 18 — полицейскими, четверо — таможенниками и т.д. Всего ведомство проверило 860 человек. То есть ультраправыми оказались почти 40% из них.

Конечно, немецкое руководство оперативно вычищает ведомства от подобных людей. Но глобально это не решает проблему. Те же спецназовцы KSK позже всплывают в различных экстремистских объединениях, вроде «рейхсбюргеров». Они строят планы по госперевороту, и таких случаев выявляют все больше. А это значит, что вскоре Германии придется еще раз взглянуть в лицо своим демонам.

Свидетели Рейха: кто такие «рейхсбюргеры» и почему они готовили госпереворот в Германии
Свидетели Рейха: кто такие «рейхсбюргеры» и почему они готовили госпереворот в Германии
Виталий Рюмшин