Мечты сбываются: как устроен бизнес, который принес Блиновской миллиарды
27 апреля на границе с Белоруссией задержали блогера Елену Блиновскую. На автора популярной программы личностного роста «Марафон желаний» завели уголовное дело за неуплату налогов на сумму 918 млн рублей. На сегодняшний день Елена Блиновская — главный инфобизнесмен России: тысячи людей по все стране скупают ее курсы в надежде исполнить заветные мечты. Как появился инфобизнес, за счет чего он до сих пор популярен и почему «марафоны» Блиновской и ее адептов — не лучшая инвестиция в развитие? Разбираемся раз и навсегда.
От Кеннеди до Парабеллума: как зародился инфобизнес
Инфобизнес или, как говорят в народе, «инфоцыганство» (мы будем избегать неполиткорректного термина), стал популярным в конце 1970-х в США благодаря маркетинговому консультанту, писателю и коучу Дэну Кеннеди. Несмотря на то, что Кеннеди ежегодно консультировал сотни компаний, с годами его главным заработком стали живые выступления и продажа книг о тайм-менеджменте и бизнесе.
Приверженец прямого маркетинга разработал множество систем, шаблонов и тактик, с помощью которых его ученики могли развить свои бизнес-навыки и добиться успеха в карьере. Благодаря харизме, развлекательной и местами циничной подаче, а также психологическому давлению Кеннеди зарекомендовал себя как эталонный бизнес-коуч.
Позднее его наработками пользовались первые отечественные инфобизнесмены вроде ныне покойного Андрея Парабеллума. «Крестный отец российского инфобизнеса» обучал людей быстрому заработку, используя в качестве примера неподтвержденный личный опыт. Впрочем, в 2018 году благодаря слитым роликам с его мастер-классов пользователи узнали о истинных мотивах предпринимателя.
Главные современные инфобизнесмены
Тем временем на западе правил Тони Роббинс — оратор-вдохновитель и один из самых успешных инфобизнесменов в истории, чье состояние оценивается в $600 млн. В своих выступлениях Роббинс, проповедующий саморазвитие, использует достаточно примитивные психологические методы и дает слушателям «простые, но жесткие ориентиры».
По мнению социолога Алексея Фирсова, успех Роббинса заключается не только в эмоциональной подаче и банальных лозунгах вроде «стань другим», но также в «эффекте новизны и внутреннего импульса, не требующего серьезного интеллектуального напряжения». Впоследствии еще одним известным инфлюенсером в сфере стал откровенный женоненавистник и обманщик Эндрю Тейт.
В России нишу Тони Роббинса заняла целая плеяда блогеров, среди которых скандальная Блиновская, супруги Чекалины, Александра Митрошина, ветеран инфобиза Аяз Шабутдинов, жена рэпера Джигана Оксана Самойлова и многие другие. Преимущественно молодые люди продают курсы и тренинги: кто-то обучает ведению личного блога, а кто-то обещает добиться невероятных богатств.
Основные принципы современных курсов по инфобизнесу
В отличие от реальных образовательных курсов, где преподаватель со стажем и внушительным портфолио обучает людей конкретному навыку, многие инфобизнесмены продают весьма сомнительные услуги. Большинство продвигают систему «3-5-7 простых шагов» (сначала делай так, а потом так — и все будет супер), карту желаний (метод визуализации), делятся «удивительными» инсайтами и устраивают марафоны. Например, желаний, как у Блиновской.
Принцип практически у всех подобных курсов один — скиллы, интеллект и усидчивость толком не нужны. Людям обещают добиться результата в максимально короткие сроки, ведь реально чему-то учиться — это долго и скучно. В качестве примера коучи приводят самих себя, мол: «У меня получилось вырваться из нищеты, и у вас получится». Как правило, реальных предпринимательских кейсов у них нет, либо они не особо успешные.
Каждый тренинг, курс или марафон зачастую проводится в Instagram (запрещен в РФ) и сопровождается информационным шумом — назойливой рекламой в пабликах. Как таковой конкретики в анонсах спикеры не дают: все ограничивается туманными формулировками и чуть ли не гарантированными результатами. Чаще всего такие тренинги стоят вполне подъемных денег, из-за чего выглядят привлекательнее, чем реальные образовательные курсы.
Почему они все еще популярны
Инфлюенсеры могут «зарядить» вас на финансовое благополучие, здоровье и даже крепкие отношения. И быть для этого психологом необязательно: вот экс-муж Ольги Бузовой и бывший футболист Дмитрий Тарасов, прошедший через два развода, продавал курсы по семейным отношениям. А Регина Тодоренко пошла дальше — сначала у нее были тренинги по мечтаниям, теперь по домашнему рождению ребенка.
И пусть такие блогеры в большинстве своем продают надежду под видом гайдов и марафонов, законодательство они пока что не нарушают (если, конечно, правильно платят налоги). Как минимум, их мотивационные курсы все же безобиднее рекламы казино и финансовых пирамид, которые пользуются популярностью у многих российских блогеров.
Для внушаемой части населения такие методики работают как инструмент, заглушающий экзистенциальную тоску. Инфобизнесмены давят на болевые и триггерные точки. Во время прогрева аудитории они ведут себя категорично, навешивают ярлыки и занимаются откровенной манипуляцией, акцентируя внимание на недостатках своей же публики. Кроме того, людям свойственно верить коучам и гуру в кризисные времена: чего только стоит пример Сергея Мавроди и его «МММ».
Сегодня практика показывает, что правительство взялось за инфобизнесменов — причем не только с точки зрения налогов, но и в целом. В феврале прошлого года депутаты Госдумы начали обсуждать возможность регулирования «инфоцыган». По мнению зампреда думского комитета по контролю Дмитрия Гусева, многие из них оказывают некачественные услуги. Что из этого выйдет — пока неясно, но, кажется, что некоторым инфлюенсерам нужно как можно скорее менять подход к своим курсам.