экономика

Пиво и постельное белье: зачем продуктам в России нужна особая маркировка?

Она помогает власти бороться с контрафактом и защищать потребителей. Однако бизнес часто жалуется на нее и не хочет изменений
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Кирилл Кухмарь/ТАСС

С 15 мая в России начался эксперимент по маркировке безалкогольных напитков по системе «Честный знак». Он продлится до февраля 2024 года. Маркировать будут газировку, квас, соки и другие безалкогольные напитки. Власти считают, что эксперимент поможет бороться с нелегальной продукцией в этом сегменте. Однако на рынке недовольны предложением и опасаются роста финансовой нагрузки. Разбираемся, как работает система «Честный знак», насколько она эффективна и нужна ли она рынку безалкогольных напитков.

Как устроена система «Честный знак»?

«Честный знак» работает в России с 2019 года. По этой системе каждый товар, который подлежит маркировке, отмечается специальным штрих-кодом. Производитель обязан нанести его на упаковку, а все остальные участники торговой цепочки должны пробить его, когда получают товар. Каждая такая отметка попадает в систему, и в результате создается цифровой маршрут продукции. Таким образом потребитель и бизнес могут проследить, где товар произвели и откуда его привезли. По штрих-коду можно проверить и другую информацию о товаре, например, срок годности.

Сейчас в системе «Честный знак» числятся питьевая вода, молочная продукция, обувь, парфюмерия, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, постельное белье и шины. В течение года станет обязательно маркировать пиво, пивные напитки, БАДы и велосипеды.

Считать код «Честного знака» можно в специальном приложении. Бизнес должен подключить свои кассовые аппараты к системе, чтобы передавать ей информацию автоматически. При этом каждому товару присваивается только один код. Он действует до тех пор, пока товар не купят в магазине. После этого код выходит из оборота, и использовать повторно его нельзя. Если покупатель вернет товар обратно, продавцу придется запрашивать новый код.

Власти создали «Честный знак» для борьбы с контрафактом. Получить маркировку могут только производители, которые пройдут государственную проверку. Поскольку штрих-код проверяется несколько раз, риск подмены снижается. Кроме того, бороться с некачественными товарами могут и покупатели. Создатели «Честного знака» призывают потребителей чаще проверять продукты в приложении самостоятельно.

Насколько эта система эффективна?

Борьба с контрафактом — важная задача для государства. Она нужна не только для защиты граждан, но и для увеличения доходов бюджета. Чем больше производителей переходят в легальное поле, тем больше налогов и сборов получает от них казна. Кроме того, «Честный знак» помогает оптимизировать расходы на контроль за участниками рынка. Теперь он происходит в единой автоматизированной системе, а это упрощает и ускоряет работу надзорных органов.

При этом «Честный знак» приносит пользу и бизнесу. Благодаря системе на рынке становится меньше нелегальных производителей, а значит недобросовестная конкуренция сокращается. Законопослушным компаниям становится легче распространять продукцию, и они могут заработать на ней больше. В свою очередь, у потребителей появляется больше возможностей защитить себя от некачественной продукции.

Тем не менее в бизнес-среде «Честный знак» встречает и критику. Производители жалуются, что устанавливать необходимое оборудование слишком дорого, поэтому в результате их товары могут подорожать. Кроме того, компаниям приходится доплачивать за электронное обслуживание в системе и печать маркировки на упаковках. Все это увеличивает себестоимость продукции.

Проблем системе могут добавить и санкции. Все дело в параллельном импорте, который пришлось ввести для обхода ограничений. В таможенной службе отмечают, что из-за него в стране растет объем контрафакта. На границе просто не могут проверить подлинность товара, если бренд разрешен для параллельного импорта. В том числе это касается обуви и парфюмерии, которые участвуют в программе «Честный знак».

Нужен ли «Честный знак» безалкогольным напиткам?

Во время эксперимента маркировка безалкогольных напитков будет добровольной. С его помощью Минпромторг планирует проверить, насколько хорошо система покажет себя в новой сфере. В ведомстве отмечают, что многие участники рынка столкнутся с маркировкой не впервые. Дело в том, что часто производители безалкогольных напитков производят и питьевую воду в упаковке, которая участвует в системе «Честный знак». Благодаря этому у многих компаний уже есть необходимое оборудование, поэтому им будет легче перестроиться.

По оценкам ВШЭ, доля подделок среди безалкогольных напитков в России в среднем составила около 12%. Эксперты считают, что «Честный знак» поможет ее сократить. Благодаря этому на рынке сократится недобросовестная конкуренция, потому что всем его участникам придется отвечать стандартам качества. Маркировка будет полезна и для здоровья потребителей, особенно детей, которые любят сладкую газировку и соки.

Однако бизнес реагирует на нововведения негативно. В организации Союзнапитки назвали эксперимент преждевременным. Производители утверждают, что инициатива потребует «колоссальных финансовых и технологических ресурсов», которых у них нет. Маркировка особенно пугает участников рынка потому, что с 2024 года в России начнут взимать акциз со сладкой газировки. Производители ждут, что их финансовая нагрузка вырастет, поэтому хотят отложить другие изменения.

В организации считают, что перед запуском обязательной маркировки власти должны проконсультироваться с бизнесом. Иначе нововведение приведет к «критической нагрузке на всю инфраструктуру индустрии».

Степан Липатов