SEDAT SUNA/EPA/TACC
SEDAT SUNA/EPA/TACC
власть

«Вся госмашина работает на него»: почему Эрдоган может победить на выборах в Турции

Действующий президент страны способен вновь встать во главе государства. Но для повышения легитимности переизбрания ему нужно показать высокую явку

28 мая в Турции состоится второй тур президентских выборов. В первом, который прошел 14 мая, действующий глава государства Реджеп Тайип Эрдоган набрал 49,50% голосов, а его главный соперник, единый кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу, заручился поддержкой 44,89% граждан. Заместитель декана по международному сотрудничеству Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Дарья Осинина рассказала «Постньюс», чего ожидать от второго тура голосования и почему у Эрдогана есть все шансы обойти Кылычдароглу.

Как прошел первый тур?

Вопреки своим надеждам, Эрдоган не сумел победить в первом туре. На такой результат в том числе могла повлиять неудача правящей партии на муниципальных выборах в 2019 году. «В итоге Стамбул, Анкара, Измир и Анталья остались за оппозицией. Во втором туре результаты в этих городах будут приблизительно такими же», — предполагает Осинина.

Турецкий электорат делится на две группы: «крупные города» и «глубинка». «Все последние кампании Эрдогана демонстрировали устойчивую поддержку его политике именно со стороны турецкой провинции, импонирующей консервативному внутриполитическому курсу президента, — считает эксперт. — В то же время такие крупные города, как Стамбул, Анкара, Измир и Анталья традиционно выступали против».

Кылычдароглу активно поддерживает западный блок в лице США. При этом Эрдоган тоже «проходная фигура» для Запада — с ним можно договориться, что доказывает опыт последних лет, считает Осинина. «Другое дело, что его попытки играть в свою игру требуют больше усилий и ресурсов со стороны западных акторов», — подчеркивает эксперт.

«Вмешательство» РФ и рекордная явка. Главное о первом туре президентских выборов в Турции
«Вмешательство» РФ и рекордная явка. Главное о первом туре президентских выборов в Турции

Почему Эрдоган может победить?

Для действующего главы государства выборы в 2023 году стали самыми напряженными за все время пребывания у власти. «Но Эрдоган победит, так как вся госмашина работает на него вкупе с большим личным опытом аппаратной игры», — считает Осинина. Эксперт приводит несколько причин, по которым Эрдоган может одержать верх во втором туре.

Первая заключается в том, что Эрдоган выстроил всю вертикаль власти под себя. «Это не значит, что недовольных в стране нет, но публично бросать вызов в сегодняшних условиях они не будут, — указывает политолог. — Самые популярные оппозиционеры в стране — мэры Анкары и Стамбула — отказались от предложений выставить свои кандидатуры на этих президентских выборах, потому что встроены в систему и являются ее бенефициарами».

Вторая — приверженность электората традиционным ценностям. В конце апреля за рубежом открылись избирательные участки для турецкой диаспоры. В тот же период Эрдоган обвинил Кылычдароглу в поддержке ЛГБТ-ценностей. «Турция — страна консервативная, — напоминает Осинина. — Ее диаспора держится особняком от «модных» европейских ценностей в ФРГ и других странах ЕС. В этом плане курс Эрдогана на защиту института семьи и брака всегда позитивно воспринимался за рубежом».

За неделю до выборов провластные турецкие СМИ публиковали материалы о рекордной поддержке Эрдогана. «Несмотря на то, что абсолютной победы в первом туре не случилось, итоговый результат позволяет сделать вывод, что Эрдогану удалось мобилизовать свой электорат в последнюю минуту. Опросы общественного мнения в апреле фиксировали меньший уровень поддержки Эрдогана, зачастую отдавая победу оппозиции уже в первом туре голосования», — напоминает Осинина.

Третий аргумент касается семьи президента и ее интеграции в пирамиду власти. Супруга президента Эмине Эрдоган курирует образовательный и культурно-просветительский сектор Турции. Также она выполняет важную коммуникационную функцию, активно работая с женами глав регионов. «Формально вместе с ними Эмине Эрдоган работает над улучшением жизни женщин, пожилых людей, ветеранов и семей погибших военнослужащих. Неформально – это работа с региональной элитой», — объясняет политолог.

Эмине Эрдоган несколько раз появилась на предвыборных митингах супруга. Фото: TOLGA BOZOGLU/EPA/TACC
Эмине Эрдоган несколько раз появилась на предвыборных митингах супруга. Фото: TOLGA BOZOGLU/EPA/TACC

Не менее важную роль играет брак дочери Эрдогана Эсры с экс-министром финансов и казначейства Турции Бератом Албайраком. Он выступил автором современной экономической модели страны. «Его политика сливания золотовалютных резервов в поддержку лиры перед выборами 14 мая вновь была взята на вооружение нынешним его близким другом — главой минфина Нуреддином Небати».

Муж младшей дочери Эрдогана — Сюмейе — Сельчук Байрактар, технический директор оборонной компании Baykar. «Куратор турецкой программы беспилотников имеет большую популярность как внутри страны, так и среди западных политиков благодаря поставкам “байрактаров” на Украину. Несмотря на то, что сам Эрдоган публично открещивается от своего участия в этом вопросе, его зять в этом процессе получает “зеленый свет”», — подчеркивает Осинина.

Четвертая причина связана со стартом крупных государственных проектов, которые стали частью предвыборной кампании Эрдогана. Речь идет о строительстве первой АЭС в Турции «Аккую» и газового хаба, через который Москва будет поставлять российский газ с помощью Анкары.

«Эрдоган победит при любых раскладах», — резюмирует Осинина. При этом для него важно, с каким результатом он переизберется и как пройдет второй тур голосования. «Все это скажется на последующем политическом процессе. Поэтому его задача — повысить уровень легитимности собственного переизбрания и “оттащить” как можно больше голосов у соперника», — отмечает эксперт.

А что оппозиция?

Большую роль поддержки оппозиционного блока среди населения сыграло землетрясение в феврале 2023 года. С первых дней трагедии оппозиция стала раскручивать тезис о неравномерном распределении помощи среди населения, обвиняя власти страны в оказании предпочтения районам с высоким уровнем поддержки президентской Партии справедливости и развития (ПСР). «Несмотря на то, что официальных доказательств не последовало, огромные жертвы и спровоцированная паника серьезно повлияли на позиции Эрдогана перед выборами», — объясняет Осинина.

И хотя Кылычдароглу поддерживает часть турецкой диаспоры за рубежом, западная пресса сомневается в его успехе в случае победы. «Даже если Кылычдароглу захочет выполнить обещание покончить с режимом Эрдогана, нет никакой гарантии, что его вице-президенты Экрем Имамоглу и Мансур Явас согласятся на это», — пишет Foreign Policy.

Также издание отмечает, что на данный момент сложно понять, «во что верит и как будет управлять» команда политика. «Национальный альянс (известный как “Альянс шести”), который возглавляет Кылычдароглу, является идеологически разрозненной коалицией, объединенной лишь своей ненавистью к Эрдогану», — говорится в материале.

За несколько месяцев до выборов оппозиционные партии объединились в блок под названием «Альянс шести». В январе 2023 года они представили радикальную программу реформ, которая подверглась резкой критике властей и давлению СМИ, указывает Осинина.

Что за «Альянс шести» и какие реформы он продвигает?

В объединение вошли шесть оппозиционных фракций. В их числе Народно-республиканская партия Кылычдароглу, «Хорошая партия» Мераль Акшенер, «Партия счастья» Темеля Карамоллаоглу, «Партия демократии и прорыва» Али Бабаджана, Партия будущего Ахмета Давутоглу и Демократическая партия Гюльтекина Уйсала. Фракции преследуют единый внешний курс на сближение с Западом со вступлением Турции в ЕС и верховенством решений Европейского совета и ЕСПЧ в стране.

Касаемо внутренней политики, они предлагают вернуться к парламентской форме правления в стране, ограничить срок пребывания президента у власти до одного, увеличив его с пяти до семи лет. Также «Альянс» выступает за  снижение проходного барьера в парламент для партий с 7% до 3%, ликвидацию президентского Фонда национального благосостояния. Оппозиционеры не обошли стороной и ключевые проекты Анкары: они продвигают отказ от строительства судоходного канала «Стамбул» и намерены пересмотреть соглашение о строительстве АЭС «Аккую».

Кылычдароглу и представители «Альянса» после пресс-конференции по итогам первого тура. Фото: SEDAT SUNA/EPA/TACC
Кылычдароглу и представители «Альянса» после пресс-конференции по итогам первого тура. Фото: SEDAT SUNA/EPA/TACC

В начале апреля этого года стало известно, что посол США в Турции Джеффри Флейк встретился с Кылычдароглу. После этого на оппозиционера «приклеили» ярлык «прозападного политика», отмечает политолог. Растущая критика вокруг оппозиции вкупе с «западным» клеймом Кылычдароглу заставила его смягчить антироссийскую риторику и провозгласить новый слоган: «Путь турка — это ни Запад, ни Восток».

Реальная турецкая оппозиция была разгромлена во время попытки госпереворота в 2016 году, считает Осинина. «Со времен Ататюрка в Турции основой режима был силовой консенсус. Проведя чистки среди генералитета, Эрдоган обезопасил себя на ближайшую перспективу».

Чья победа выгоднее РФ?

Комментируя итоги первого тура голосования в Турции, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль с уважением отнесется к выбору граждан. Также он подчеркнул, что у Москвы «очень широкий комплекс взаимовыгодного сотрудничества» с Анкарой, который Россия рассчитывает углублять после избрания нового президента.

Дарья Осинина считает, что РФ выгоднее кандидатура Эрдогана, потому что Москва знает, как с ним работать. «Его оппонент [Кылычдароглу — прим. ред.] сразу же озвучил свою прозападную позицию. У нас уже были связи с европейскими лидерами вроде Макрона или Меркель, и где теперь они?» — отметила эксперт.

С начала спецоперации РФ на Украине Турция активно продвигает образ государства, стремящегося урегулировать конфликт. Политолог считает, что Анкара не станет себе изменять в этом вопросе при любом исходе выборов. «Во-первых, образ миротворца позволяет хорошо заработать Турции. Во-вторых, попутно повышает статус на мировой арене».

Эльнара Синютина