экономика

Небо в отказах: в чем проблема Sukhoi Superjet и можно ли ее решить?

Пользоваться самолетом и обслуживать его оказалось слишком дорого. Однако теперь у модели появились шансы на успех
Александр Тимофеев/Unsplash
Александр Тимофеев/Unsplash

15 лет назад отечественный лайнер Sukhoi Superjet-100 впервые поднялся в воздух. С тех пор самолет проделал большой путь и оказался не хуже западных моделей. Однако это не спасло его от шквала критики. Зарубежным перевозчикам SSJ-100 оказался попросту не нужен, да и в российском парке этих самолетов не так уж много. Разбираемся, как создавался «наш ответ Boeing», что с ним не так и какие у него перспективы в будущем.

История создания SSJ-100

Идея создать современный отечественный самолет появилась в 2000 году. Уже в 2003-м Росавиакосмос утвердил проект самолета Sukhoi Superjet-100. Над проектом работали российская корпорация «Гражданские самолеты Сухого». Специально для нового проекта французская компания Snecma разработала двигатели SaM-146. Электронику для SSJ-100 поставляла другая корпорация из Франции — Thales. По оценкам ОАК, разработка самолета обошлась в $2 млрд в 2003-2016 годах.

Готовый проект представили в 2007 году, а уже в 2008-м SSJ-100 совершил свой первый полет. В 2011 году самолет впервые приобрела зарубежная компания — армянская Armavia. Правда, спустя всего полтора года перевозчик отказался от российского лайнера. В итоге SSJ-100 оказался невостребованным за рубежом. В Минпромторге считают, что виной всему стала нехватка иностранных сервисных центров для ремонта самолетов. Сейчас SSJ-100 есть только у одного иностранного перевозчика — мексиканского Interjet, который все равно ими не пользуется.

К несчастью, в истории отечественного самолета были и трагедии. В 2012 году самолет совершал демонстрационный полет и потерпел крушение в Индонезии. В результате погибли все находившиеся на борту 45 человек. В 2019 году SSJ-100 загорелся при посадке в московском Шереметьево. Тогда из-за пожара погиб 41 человек из 78 участников полета. По официальной версии, в обоих случаях катастрофы произошли из-за ошибок пилотов и диспетчеров. Тем не менее катастрофы ощутимо подпортили репутацию отечественному самолету.

Сейчас в российском авиапарке около 150 SSJ-100. Больше всего моделей принадлежат авиакомпаниям «Россия», «Ямал», Red Wings, «Азимут» и «Газпромавиа» Их используют на более чем 100 внутренних рейсах и на нескольких зарубежных. Похоже, что именно на SSJ-100 будут выполняться прямые перелеты из России в Грузию.

Что не так с SSJ-100?

Амбициозные планы создателей самолета не оправдались. В 2005 году разработчики SSJ-100 рассчитывали получить 800 заказов на свои самолеты. Однако за все это время воздушных судов произвели втрое меньше. По большому счету это связано с тем, что за границей SSJ-100 остался невостребованным. При этом на отечественные лайнеры жаловались и российские перевозчики. До санкций на них летали заметно реже, чем на иностранных самолетах, и только сейчас положение дел стало исправляться.

Проблема SSJ-100 вовсе не в качестве или безопасности. Пилоты отмечают, что по этим качествам он в целом не уступает Boeing и Airbus. Российские лайнеры хвалят за эргономичность и удобное управление. Главная сложность в том, что SSJ-100 слишком дорого обслуживать и эксплуатировать. Все потому, что это относительно молодая модель, и инфраструктуры для ее техобеспечения пока недостаточно. При этом многие компоненты для SSJ-100 уникальны, и заменить их аналогами довольно сложно. В первую очередь, это касается двигателей SaM-146.

Ситуация особенно осложнилась из-за санкций. Западные страны перестали поставлять в Россию запчасти для самолетов и чинить российские лайнеры. На этом фоне парк SSJ-100 в России, как сообщал «Коммерсант», может сократиться впятеро к 2030 году. Источники издания утверждали, что ремонтировать французские двигатели пока негде, а ставить отечественные — слишком затратно. Правда, в «Ростехе» эту информацию опровергли и заверили, что нынешний парк прослужит еще долго.

По сведениям «Коммерсанта», в отрасли не верят, что в России получится наладить ремонт французских двигателей. Скорее всего, SSJ-100 будут летать на ремонт в Иран, потому что там есть опыт работы самолетов под санкциями. При этом в правительстве не планируют ставить на SSJ-100 отечественные двигатели ПД-8. Специально под них сейчас разрабатывается новая импортозамещенная модификация Sukhoi Superjet New.

Перспективы Superjet

Идея о создании импортозамещенного SSJ возникла после введения западных санкций. По задумке новая модель будет максимально (насколько это возможно) оснащена российскими компонентами. В апреле анонсировалось, что первый полет SSJ New пройдет уже в мае. По словам вице-премьера Дениса Мантурова, модель поступит в эксплуатацию уже в 2024 году. По-видимому, теперь именно SSJ New станет флагманской моделью производителя. По программе развития авиаотрасли Россия планирует к 2030 году произвести 142 таких самолета.

Первым получателем новой модели станет группа «Аэрофлот». Два самолета она должна принять уже в конце 2023 года. Всего до 2030 года корпорация планирует закупить 89 моделей. Производители сообщают, что ведут переговоры и с другими перевозчиками. Купить восемь самолетов SSJ New уже согласилась авиакомпания «Аврора». В ОАК уверены, что отечественные лайнеры будут востребованы у российских авиакомпаний.

Правда, скорее всего за рубежом SSJ все равно будет никому не нужен. Инфраструктуры для новых российских компонентов за границей нет, поэтому иностранцам будет так же дорого и неудобно обслуживать SSJ New. С другой стороны, у него есть шансы занять лидирующие позиции на российском рынке благодаря нехватке западных самолетов. Поэтому SSJ New придется конкурировать только с другой отечественной разработкой — МС-21.

Степан Липатов