«Теперь это наши трофеи»: сколько западных танков потеряла Украина при «контрнаступе»?
«Долгожданное» украинское контрнаступление началось с больших потерь западной техники, которую союзники Киева отправили на Украину. Среди них и танки, и боевые машины пехоты, и зенитно-ракетные комплексы. Разбираемся, как на происходящее реагирует НАТО, Россия и зарубежные СМИ, и какое вооружение ВСУ используют на поле боя прямо сейчас.
Оружейные потери
13 июня 2023 года в Минобороне РФ сообщили о захвате украинских танков Leopard 2 и боевых машин пехоты (БМП) Bradley на запорожском направлении. «Теперь это наши трофеи, — отметили в пресс-службе ведомства. — Это [произошедшее — прим.ред.] говорит о скоротечности боя и бегстве экипажей боевых машин ВСУ из боеспособной техники».
По данным на конец мая 2023 года, Киеву поставили 60 немецких танков. Как сообщал замминистра иностранных дел Украины Андрей Мельник, этого числа машин недостаточно для успешного контрнаступления ВСУ.
Что касается БМП Bradley, то США поставили Украине 109 моделей. Машины вошли в очередной американский пакет военной помощи Киеву, который CNN назвал «крупнейшим» из всех, что Вашингтон отправлял для ВСУ с начала спецоперации — его стоимость оценили в $3 млрд.
Ранее, в тот же день, российский командир танковой роты с позывным Суетолог показал, как на запорожском направлении бойцы его подразделения уничтожили одну БМП Bradley. «Наши экипажи успешно поражают такие цели в ночное время и во встречном бою», — отметил он.
11 июня ВСУ потеряли три Leopard и 16 Bradley в результате неудачных попыток наступления на южнодонецком, запорожском и донецком направлениях. Также Украина лишилась 16 боевых бронированных машин, четырех автомобилей и американской гаубицы M777.
Кроме танков и БМП 12 июня украинская армия потеряла редкий британский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) Stormer. Технику уничтожили артиллеристы 68 армейского корпуса ВВО на угледарском направлении.
Официальной реакции Киева на потери техники, поставленной западными союзниками Украины, пока не было. 12 июня замглавы украинского МИД Андрей Мельник упрекнул власти Германии в том, что Берлин беспокоится о собственной обороне и не поставляет большее количество машин для Киева. «Каждый Leopard 2 буквально на вес золота для решающего наступления», — объяснил он.
Мировая реакция
14 июня генсек НАТО Йенс Столтенберг подтвердил потери западной техники на Украине, отметив, что они были ожидаемы. К 15 июня Североатлантический блок ждет доклада о случившемся от украинского оборонного ведомства. «Мы получим доклад от Алексея Резникова [министра обороны Украины — прим. ред.] и генералов, которые посетят заседание. За общим столом я надеюсь получить более четкое представление о ситуации на поле боя», — указал он.
13 июня президент РФ Владимир Путин сообщил, что за время контрнаступления Украины Киев потерял «более 160 танков и свыше 360 бронемашин разного типа». «Это примерно 25%, а может быть 30% от объема той техники, которая была поставлена на Украину из-за рубежа», — сказал он.
В стороне не остался создатель компании SpaceX Илон Маск. Он заявил об уязвимости немецких танков перед противотанковым оружием и минами, а также отметил, что эшелоны техники должны быть больше, «либо их не должно быть вообще».
Тем временем в западных СМИ последовала неоднозначная реакция. Британский телеканал Sky News счел фейковым видео, на котором показана горящая техника НАТО на запорожском направлении. В свою очередь издание Bild заявило, что в зоне спецоперации с немецкими Leopard борются при помощи современных противотанковых радиоуправляемых ракет, мин и российских танков.
The Economist, ссылаясь на украинского чиновника, сообщил, что «контрнаступ» ВСУ начался «мрачно»: Украина потерпела неудачу на направлении Орехов — Токмак и потеряла значительное количество западной техники и живой силы. Телеканал CNN выразил обеспокоенность США и западных стран из-за уничтожения немецких танков, которые Киев долгое время просил поставить. В начале июня газета Politico писала, что ВС РФ успешно отражают украинское контрнаступление.
Другая техника ВСУ в «контрнаступе»
Кроме Leopard и Bradley к концу весны этого года Украине поставили и другое вооружение для контрнаступления. Киев получил 40 немецких БМП Marder, а также около 200 советских истребителей МиГ-29 и Су-27.
6 июня для ударов по объектам ВСУ применили британские ракеты Storm Shadow. В середине мае Украина получила их от Великобритании — Лондон отправил Киеву несколько моделей, точное количество остается неизвестным.
5 июня украинская армия выпустила по территории ДНР американскую противолокационную ракету AGM-88 High-speed Anti-Radiation Missile (HARM). Как сообщали в прошлом году зарубежные СМИ, Вашингтон тайно поставил это вооружение Киеву для «создания проблем российским силам ПВО».
В начале марта США отправили на Украину высокоточные боеприпасы Joint Direct Attack Munition Extended Range (JDAM-ER). По данным американского генерала Джеймса Хэкера, Киев использует их при помощи советских истребителей.
Сейчас приоритет США в вопросе оружейной помощи Украине — поставки систем ПВО. Как сообщил координатор по стратегическим коммуникациям Совета нацбезопасности Белого дома Джон Кирби, Киев нуждается в ЗРК MIM-10 Patriot, однако западные союзники Украины не располагают их достаточным количеством. Ранее украинский лидер Владимир Зеленский уточнял, что ВСУ необходимо около 50 батарей этих ЗРК.