власть

Турция разблокировала вступление Швеции в НАТО. Что не так с решением Эрдогана?

Эрдоган одобрил заявку Стокгольма без лишнего шума. Многие сочли это подозрительным
Manu Fernandez/AP/ТАСС
Manu Fernandez/AP/ТАСС

Швеции наконец-то дали «зеленый свет» на вступление в НАТО. После долгих переговоров президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган одобрил заявку Стокгольма. Кажется, дело за малым — Швеции осталось дождаться ратификации в турецком парламенте, и она сможет стать полноправным членом альянса. Западные политики тоже считают этот вопрос решенным. Однако некоторым обозревателям решение Эрдогана показалось подозрительным. Разбираемся, что с ним не так и может ли что-то помешать Швеции вступить в НАТО.

Что случилось?

Эрдоган подписал протокол о вступлении Швеции в НАТО. Об этом сообщило турецкое информационное агентство Anadolu 23 октября со ссылкой на администрацию президента Турции.

После одобрения главы государства документ направили на рассмотрение в Великое национальное собрание (меджлис) Турции. Депутаты должны ратифицировать его — как только это произойдет, у Швеции не останется препятствий для вступления в НАТО.

«Мы приветствуем решение президента Эрдогана подписать протокол на вступление Швеции в НАТО и отправить его в турецкое Великое национальное собрание. Сейчас начнутся парламентские слушания. С нетерпением ожидаем возможности присоединиться к НАТО. Мы ждем», — отреагировал на известие премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг также позитивно оценил шаг Эрдогана, отметив, что рассчитывает на быструю ратификацию в турецком парламенте.

Швеция подала заявку на вступление в НАТО вместе с Финляндией в мае 2022 года. Финляндия присоединился к альянсу в апреле 2023-го. А вот заявка Швеции увязла на стадии ратификации из-за протестов со стороны Турции.

Почему Турция блокировала вступление Швеции?

У Анкары было несколько претензий к Стокгольму. Первая и самая главная — тесные связи шведского правительства с курдами. Турция требовала прекратить поддержку Рабочей партии Курдистана (РПК) и других организаций, которые считает террористическими, закрыть связанные с ними СМИ, заморозить активы и выдать их членов.

Эрдоган также предъявил союзникам по НАТО требования в сфере продажи оружия. Швеция должна была снять оружейное эмбарго, которое ввели в ответ на оккупацию Турцией части территории Сирии в 2019 году. США — возобновить продажу и модернизацию истребителей F-16, а также снова включить Турцию в программу по закупке новейших самолетов F-35.

В 2023-м отношения Турции и Швеции резко испортились после серии акций с сожжением Корана. Тогда Анкара намекнула на то, что Стокгольму стоит ужесточить политику по отношению к подобным акциям. Четких требований на этот счет турки не предъявили, но переговоры по вступлению Швеции в НАТО они все-таки поставили на паузу.

Летом Эрдоган выставил Западу еще одно условие — разблокировать переговоры по вступлению Турции в ЕС в обмен на одобрение заявки Швеции. Правда, в Брюсселе это сразу же отвергли.

В июле турецкий лидер пообещал передать заявку Швеции в меджлис, как только он выйдет с каникул в октябре. Правда, уже через пару дней он заявил, что Стокгольму все равно придется побороться с курдами, чтобы заручиться поддержкой депутатов. А в сентябре увязал вступление Швеции в НАТО с тем, насколько быстро США решат вопрос с истребителями F-16.

Почему Эрдоган передумал?

Власти Турции не объяснили, чем обусловлено резкое изменение позиции Эрдогана. Для международных обозревателей это тоже остается загадкой.

Журналисты газеты The New York Times Бен Хаббард и Сафак Тимур обращают внимание на то, что несмотря на июльское обещание, Эрдоган не торопился отправлять заявку Швеции на ратификацию в парламент. Его риторика в последние месяцы не указывала на перемены в позиции, а подписание протокола прошло без помпы — президент ограничился сухим пресс-релизом в одно предложение.

Йенс Столтенберг настаивает на том, что Стокгольм выполнил все требования Анкары. «Швеция внесла поправки к конституции, изменила законы, расширила сотрудничество по борьбе с терроризмом и возобновила поставки оружия Турции… Я рад, что мы смогли разрешить законные опасения Турции таким образом, что она позволила сдвинуть с мертвой точки процесс вступления Швеции», — заявил он 24 октября на встрече с Кристерссоном.

Телеканал Al Jazeera связывает перемену с тем, что США «сигнализировали» о готовности продать Турции 40 истребителей F-16. В свою очередь, Стокгольм согласился помочь Анкаре с переговорами по вступлению в ЕС.

Обозреватель шведского телеканала SVT Nyheter Матс Кнутсон со ссылкой на собственные источники утверждает, что Эрдоган мог столкнуться с серьезным давлением со стороны США, Великобритании и Канады, которым надоело затягивание истории со Швецией.

«Возможно, это привело турецкую сторону к выводу, что теперь они извлекли все возможные преимущества из процесса вступления Швеции в НАТО. Если Турция продолжит сопротивляться, то это может дорого обойтись ей», — сказал он.

Теперь Швеция точно вступит в НАТО?

Членство Швеции действительно выглядит как никогда близким. Кроме Турции свое согласие не дала только Венгрия. Впрочем, Будапешт давно дал понять, что готов ратифицировать протокол, как только Стокгольм и Анкара разрешат все разногласия.

Дело остается за турецким парламентом. Его спикер Нуман Куртулмуш заявил, что направит заявку в комитет по международным делам, как только вернется из зарубежного визита в Чехию. Он также выразил надежду, что депутаты примут решение «как можно скорее».

На Западе тоже убеждены, что вопрос с членством Швеции уже предрешен. Так, по данным агентства Bloomberg, Столтенберг еще неделю назад разослал государствам-членам письма с призывом принять Швецию в НАТО до 29 ноября.

Впрочем, не исключено, что Анкара еще удивит союзников. Несмотря на заверения, турецкие политики не называют сроков рассмотрения заявки. А без четкого дедлайна процесс может растянуться на неопределенное время.

Другой вопрос — что решит меджлис. Западные политики и обозреватели в своих прогнозах исходят из того, что депутаты Великого национального собрания полностью подконтрольны Эрдогану и проголосуют по его указанию.

Однако сам Эрдоган давал понять, что меджлис примет решение самостоятельно. А в парламенте есть силы, которые относятся к Швеции крайне негативно. Среди них — глава союзной Эрдогану Партии националистического движения Девлет Бахчели. В январе он пообещал, что депутаты не будут одобрять членство Стокгольма в НАТО. Сдержит ли он свое слово — скоро станет известно.

еще по теме
Как сожжение Корана обернулось для Швеции геополитическим кризисом?
«Не понимает, куда двигаться дальше»: может ли Армения присоединиться к НАТО
Конфликт на Украине начался из-за желания Киева вступить в НАТО. Может ли это произойти?
Виталий Рюмшин