Подкуп, дезинформация и российский след: что нужно знать о всеобщих местных выборах в Молдавии
5 ноября 2023 года в Молдавии состоятся восьмые по счету (с момента провозглашения независимости страны) всеобщие местные выборы. Они пройдут во всех населенных пунктах республики, за исключением Приднестровья, который Кишинев не контролирует. Что о них нужно знать, на каком фоне состоится голосование и при чем здесь Россия — рассказываем.
Что известно о выборах?
5 ноября в Молдавии пройдут всеобщие выборы в местные органы власти. В республике изберут почти 900 мэров городов и глав сельских администраций, а также более 11 тыс. депутатов местных советов. В гонке принимают участие почти 40 политических партий и общественных движений.
Главная борьба состоится за посты мэров столицы — Кишинева, а также крупных городов Бельцы и Оргеев. Наиболее заметный кандидат во всей выборной кампании — действующий кишиневский мэр, бывший социалист Ион Чебан, конфликтующий с правительством страны.
На проведение всеобщих местных выборов молдавские власти выделили около $8,4 млн. Наблюдательной стороной выступят 1092 международных эксперта, 235 членов миссии Бюро ОБСЕ, 12 чиновников Европарламента, а также 20 человек от Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.
Выборы в республике состоятся, несмотря на введенный в 2021 году режим чрезвычайного положения. Власти регулярно продлевают его из-за угроз безопасности Молдавии ввиду ситуации на Украине: в режим ЧП пролонгировали к конце сентября. Изначально Кишинев ввел его на фоне переговоров с «Газпромом» и угрозы прекращения поставок газа в страну, и только позднее основной причиной была названа ситуация на Украине.
Что происходит на фоне выборов?
Всеобщие местные выборы в Молдавии проходят на фоне политического скандала: правящая партия «Действие и солидарность» (ПДС) под председательством действующего президента Майи Санду в одиночку противостоит всем остальным политическим парламентским и внепарламентским силам.
Если коротко, то за несколько лет нахождения у власти ПДС не смогла настроить внутренний политический фон таким образом, чтобы остальные фракции наладили с ней диалог. Более того, «Действие и солидарность» открыто конфликтует с «Партией социалистов» (ПСРМ), «Партией коммунистов Республики Молдова», а также партиями «Шор», «Возрождение» и «Шанс».
Оппозиционные фракции стремятся признать власть правящей партии нелегитимной, регулярно проводят пикеты и демонстрации. По решению Кишинева, в стране запретили деятельность партии «Шор» и лишили их права принимать участие в выборах на несколько лет, а также отдельных членов ПСРМ, «Возрождения» и «Шанса». Последних неоднократно арестовывали по подозрению в финансовых махинациях, а их офисы подвергались обыскам.
Помимо совершений коррупционных преступлений, власти подозревают оппонентов в незаконном финансировании, сотрудничестве с российскими спецслужбами и измене родине. Подобные обвинения вменили социалисту, бывшему лидеру Молдавии Игорю Додону и зампреду партии «Шор» Марине Таубер — политики находятся под подпиской о невыезде как фигуранты нескольких уголовных дел.
В прошлом году в Молдавии состоялись массовые протестные акции, участники которых обвинили действующий кабмин в неспособности совладать с растущим кризисом в экономике и общим падением уровня жизни. Согласно итогам 2022 года, уровень инфляции в республике превысил 30% — этот показатель стал рекордным для страны с начала ХХI века.
Через несколько месяцев премьер-министр Наталья Гаврилица ушла в отставку вместе с правительством. «Мы пришли к власти в кризисном правительстве и проводили политику развития, борьбы с коррупцией и интеграции в ЕС. Мы сразу столкнулись с энергетическим шантажом, и они думали, что мы сдадимся, что мы поступим как предыдущие правительства, которые предали национальные интересы, но это было не так. Мы правили в режиме непрерывного кризиса», — сказала она.
В сентябре 2023 года соцопрос граждан Молдавии показал, что большинство жителей (58%) ожидают, что результаты местных выборов не будут честными, поскольку власти ослабили уголовными преследованиями оппозицию в стране. Другие респонденты сочли, что дело не в мерах Кишинева, а в том, что в республике попросту нет сильной и активной оппозиции.
При чем здесь Россия?
Несмотря на внутренние проблемы, Кишинев полагает, что влияние на местные выборы в Молдавии оказывает Россия. 30 октября глава Службы информации и безопасности Молдавии Александр Мустяцэ заявил, что действия Москвы подрывают демократию в республике.
Чиновник уверен, что у его ведомства есть неопровержимые тому доказательства. «Это [вмешательство России] происходит путем нелегального финансирования избирательной кампании, подкупа избирателей и кандидатов, дезинформации», — пояснил он.
Перед этим, 24 октября, на территории Молдавии заблокировали 22 русскоязычных новостных порталов, которые, по заявлению властей, используются в «информационной войне». Под раздачей оказались ресурсы крупнейших российских новостных каналов и сайтов.
Действия Кишинева в Москве назвали грубейшим нарушением свободы слова и «откровенно враждебным по отношению к РФ шагом», который стал «очередным проявлением бездумного антироссийского курса».
«Среднесрочная цель подобной политики — вытеснение русскоязычного контента и СМИ из информационного пространства Молдавии, а более масштабная — искоренение любых проявлений инакомыслия и несогласия с политикой властей», — указали в МИД РФ.
Запрет на трансляцию в Молдавии российских новостных и общественно-политических телепрограмм действует с марта 2022 года. В декабре прошлого года Кишинев закрыл шесть русскоязычных телеканалов в виду «предвзятого и манипулятивного» освещения новостей в стране и на Украине.
Власти республики блокируют СМИ из-за провального управления страной и боязни критики. Такое мнение 3 ноября выразил экс-президент Молдавии Игорь Додон: «Майя Санду и ее ПДС не выносят критики со стороны конкурентов, они хотят создать себе комфортную медийную среду. Ситуация в стране очень сложная, а правящая партия надеется, что после закрытия и цензурирования общественного мнения через СМИ, люди им поверят, что все хорошо».