«Диалог необходим»: что изменит встреча Си Цзиньпина и Байдена в Сан-Франциско?
Президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин встретились в американском Сан-Франциско. Политики договорились о восстановлении диалога военных ведомств, признав при этом, что державы находятся в состоянии конкурентной борьбы друг с другом. Ждать ли оттепели в отношениях государств, что будет с Тайванем и почему после встречи Байден вновь назвал Си Цзиньпина диктатором? Рассказываем.
Первая очная встреча за год
15 ноября президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин встретились в Америке. Это произошло на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сан-Франциско. Как отмечает NBC News, во время рукопожатия лидеры тепло поприветствовали друг друга. В общей сложности их переговоры длились более двух часов.
После официальной части Байден и Си Цзиньпин посетили рабочий ужин, а также прогулялись по парку, продолжив неформальное общение без сопровождения переводчиков. Во время прогулки журналисты спросили, как прошла встреча, и в ответ американский президент поднял вверх большой палец.
Их переговоры стали первыми после охлаждения отношений США и КНР в 2022 году. В октябре того года контакты держав достигли рекордно низкого уровня со времен установления дипотношений стран в 1979 году.
Весной на остров Тайвань, который Китай считает частью своей территории, приехала группа американских конгрессменов. В августе того же года остров посетила ныне экс-спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси. Ее преемник на этом посту, республиканец Кевин Маккарти (сейчас также в отставке), весной 2023 года принял в Лос-Анджелесе президента Тайваня Цай Инвэнь.
Китай, в свою очередь, не раз призывал Америку отказаться от контактов с тайваньскими властями, называя их «первой красной линией» в отношениях Пекина и Вашингтона.
Достижения переговоров
Си Цзиньпин и Байден договорились возобновить коммуникацию между китайскими и американскими военными на высшем уровне. Эту связь державы прервали после визита Нэнси Пелоси на Тайвань. «Мы возвращаемся к прямому, открытому общению на прямой основе», — указал Байден.
Председатель КНР, в свою очередь, отметил, что страны могут «объединиться для преодоления глобальных вызовов во имя мира и процветания во всем мире» или «жить игрой с нулевой суммой и расколоть мир». «Мы должны рассматривать и выстраивать отношения между Китаем и США — самые важные межгосударственные отношения современного мира», — сказал Си Цзиньпин.
Байден, в свою очередь, признал, что США и Китай находятся в состоянии конкурентной борьбы. При этом он выразил надежду, что это противостояние не перерастет в межгосударственный конфликт.
Как пишет Reuters, Си Цзиньпин заявил во время переговоров, что КНР не планирует в ближайшие годы начинать военные действия в отношении Тайваня. При этом китайский лидер призвал Байдена прекратить поставки оружия Тайваню и поддержать мирное «воссоединение» Китая с островом. В ответ американский президент призвал Пекин уважать избирательный процесс на острове и его право на самоопределение.
Кроме того, лидеры стран договорились развивать всесторонний диалог в сферах искусственного интеллекта, морской безопасности и контроля наркотрафика. В частности, политики решили запустить президентскую горячую линию и начать совместную борьбу над оборотом фентанила. Как писал Bloomberg, в рамках соглашения Пекин ужесточит меры по производству и экспорту вещества, а Вашингтон снимет ограничения на китайский институт судебно-медицинской экспертизы, который, по мнению США, несет ответственность за нарушения прав человека.
Скандальная пресс-конференция после встречи
После встречи с Си Байден провел итоговую пресс-конференцию по переговорам с китайским лидером. Он назвал их «одними из самых конструктивных и продуктивных» из тех, что бывали ранее между политиками. «Если лидер КНР позвонит — я подниму трубку, а это значимый прогресс», — сказал он.
Однако в конце пресс-конференции Байден указал, что не перестал считать Си диктатором. «Он диктатор в том смысле, что он человек, который управляет коммунистической страной, правительство которой полностью отличается от нашего», — отметил он.
Эти слова Байдена в МИД КНР назвали безответственными и ошибочными. В дипведомстве подчеркнули, что люди со скрытыми мотивами, пытающиеся спровоцировать и подорвать отношения государств, не сумеют добиться своего.
При этом Bloomberg полагает, что нелестная оценка Си Байденом способна подорвать все достижения переговоров в Сан-Франциско. «Слова американского президента бросили тень на встречу, которую обе стороны охарактеризовали как самую продуктивную на сегодняшний день», — говорится в публикации.
Будущее отношений США и Китая
Переговоры Си Цзиньпина и Байдена прошли без неожиданностей и вполне прогнозируемо. Такое мнение выразил эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Денис Денисов в беседе с «Постньюс». «Встреча лидеров состоялась без особой результативной базы и без прорывных решений, но в то же время с четко обозначенной тенденцией на возобновление более качественного и продуктивного диалога между КНР и США», — сказал он.
Что касается установления военного сотрудничества, то эксперт подчеркивает, что речь идет скорее о непубличном диалоге между оборонными ведомствами, чем о прямых контактах армий государств. Как отмечает Денисов, подобный канал коммуникации сохраняется у США и с Россией.
Консультации — зачастую единственный механизм, который, по сути, может предотвращать открытые военные столкновения государств. Возобновление этого коммуникативного канала [между США и КНР] — вполне логичное решение, особенно с учетом того, что за последние несколько лет был ряд прецедентов вокруг Тайваня. Чтобы это все не привело в итоге к противостоянию двух крупнейших геополитических субъектов современного мира, конечно, необходим и такой диалог.
一 Денис Денисов, политологЭксперт не прогнозирует эскалации вокруг Тайваня. Это связано с тем, что у Китая есть стратегический план, связанный с тем, чтобы «механизмами мягкой силы реинтегрировать остров в политическое поле КНР».
«Ожидания того, что вот-вот, и Китай начнет действовать резко с точки зрения публичной политики и военно-стратегический ситуации, пытаясь любым способом захватить Тайвань, крайне наивны. У китайского государства есть куда более интересный план и более чем реализуемый, учитывая, что на острове есть целый ряд политических сил, выступающих за мирную реинтеграцию с КНР», — указал политолог.
При этом позиция США по тайваньскому вопросу будет противопоставляющей, подчеркнул Денисов. «С точки зрения геополитики Тайвань не интересен Вашингтону как элемент системы сдерживания КНР. И я думаю, что здесь будет серьезное противостояние парадигмам мягкой силы Пекина: реинтеграция Тайваня в Китай против предотвращения этого процесса», — заключил эксперт.