Дмитрий Ягодкин/ТАСС
Дмитрий Ягодкин/ТАСС
власть

«Только план А»: что участники конфликта на Украине планируют на третий год СВО

Украина и Запад отказываются идти на мир, хотя внятной стратегии победы у них больше нет. Россия предлагает перемирие, но не раскрывает военные планы

Начинается третий год вооруженного конфликта на Украине. Ко второй годовщине спецоперации в мире многое поменялось. Украина все еще пытается отойти от провального контрнаступления. Запад, который вынашивал план «стратегического поражения» России, увяз во внутренних спорах. А Москва, наоборот, стоит на ногах как никогда крепко. Рассказываем, к чему участники противостояния подошли за два года борьбы и какие у них планы на 2024-й.

В каком положении находится Украина?

Украина подходит ко второй годовщине боевых действий далеко не в самой лучшей форме. Год назад в Киеве царило оптимистичное настроение, несмотря на маячившие на горизонте кризисные тенденции. В 2024-м от былого оптимизма не осталось и следа.

Контрнаступление обернулось для ВСУ огромными потерями в личном составе и технике, но не привело к значимому результату. На фоне этого Киев сначала чуть не поругался с Западом, пытаясь свалить вину за провал на недостаточную помощь. Затем конфликты начались в самом украинском руководстве — их апогеем стало скандальное увольнение главкома ВСУ Валерия Залужного. И все это на фоне резко сократившихся поставок вооружений из-за рубежа и проблемы восполнения личного состава ВСУ, которая становится критической.

Разборки и разборы полетов пока не отвечают на главный вопрос: как выходить из сложившейся ситуации? Публично Киев по-прежнему отвергает возможность каких-либо уступок и даже переговоров с Москвой. В то же время заявления украинских политиков не создают впечатления, что у них есть внятная альтернативная стратегия.

31 января глава ГУР Украины Кирилл Буданов обещал британской газете The Telegraph начать новое наступление весной этого года. А уже 21 февраля в интервью изданию The Wall Street Journal он «сдвинул» его на 2025-й. Бывший главком ВСУ Валерий Залужный видел выход в технологическом прорыве, который сравним с изобретением пороха. Новый главком Александр Сырский анонсировал переход ВСУ к стратегической обороне. А Владимир Зеленский постоянно повторяет, что у Украины нет «плана Б» на случай отказа США поставлять оружие, и пытается подогнать Запад с поставками. Однако результаты его последних дипломатических турне оставляют желать лучшего.

Едва ли не единственная вещь, которая может удержать Украину от поражения прямо сейчас — это усиление мобилизации. Она позволит решить вопрос с нехваткой личного состава ВСУ, насытить фронт свежими силами и в перспективе предотвратить его неминуемый обвал. Однако и здесь есть проблемы: по оценке уже Залужного, украинской армии нужно хотя бы 500 тыс. человек. При этом желающих идти воевать все меньше и меньше, а из-за токсичности темы Рада затягивает принятие законопроекта, который позволил бы расширить призыв.

Что об украинском конфликте думают на Западе?

Аналогичная растерянность наблюдается и на Западе. В 2023 году нынешние власти США и ЕС поставили на то, что им удастся нанести России стратегическое поражение и выйти к важному электоральному циклу 2024-го «на коне». Стратегия не сработала: Россия осталась непобежденной, а вот у самого Запада начала проявляться усталость от вооруженного конфликта.

В США начался год очень напряженных президентских выборов, когда политические разногласия между демократами и республиканцами усилились многократно. Их первой жертвой стал закон о финансировании Украины на $60 млрд. Его не могут согласовать в Конгрессе с сентября прошлого года. В конце декабря США анонсировали последний пакет помощи Киеву, и с тех пор этот процесс полностью встал. Еще перед Новым годом все были уверены, что в январе конгрессмены точно придут к соглашению. Но на конец февраля дело не сдвинулось с мертвой точки.

Между тем ЕС столкнулся с другой дилеммой. Выяснилось, что за два года вооруженного конфликта его ВПК так и не нарастил достаточно мощностей для полного обеспечения Украины. С временным выходом США из игры Европа ощутила потребность раскручивать военное производство. Но делать это придется в условиях подползающей экономической рецессии, разочарования общества в военных перспективах Украины, сопротивления лагеря «диссидентов» во главе с Венгрией и неуверенности в том, что Америка будет выполнять свои союзнические обязательства.

Сейчас план Запада таков: Европа пытается достать для Украины снаряды, а США ждут одобрения застрявших $60 млрд. Так же, как и украинцы, западные чиновники заявляют, что у них есть только «план А». При этом, как пишет издание Politico, ни у кого нет уверенности в том, что новые транши помогут Киеву выиграть вооруженное противостояние. В ближайшей перспективе речь будет идти только о том, чтобы просто «не дать ВСУ развалиться».

Что планирует Россия?

В то же время Россия стоит на ногах куда увереннее, чем в начале 2023 года. Даже в условиях жесточайших санкций Москва обеспечила себе рост экономики. От дипломатической изоляции в мире она так же далеко, как и до начала СВО. На фронте ВС РФ отбили контрнаступление ВСУ и теперь сами перешли в атаку, нанеся ВСУ чувствительные поражения под Авдеевкой и в Крынках. А интервью Владимира Путина Такеру Карлсону, кажется, создало условия для перелома в информационной борьбе, где Запад традиционно силен.

В то же время конфликт на Украине пока не приблизился к завершению. Агентство Reuters писало, что Москва предлагала Вашингтону остановить боевые действия по нынешней линии соприкосновения. О готовности к переговорам публично говорил и Владимир Путин. Однако Запад отвечает на все инициативы с российской стороны отказом.

«Провокация царя Соломона»: пойдут ли Россия и Украина на заморозку СВО в 2024 году?
«Провокация царя Соломона»: пойдут ли Россия и Украина на заморозку СВО в 2024 году?

В таких условиях у России остается только один вариант — добиться стратегической победы над ВСУ, причем желательно сделать это до того, как США и ЕС придут в себя после политических пертурбаций. Все условия для этого имеются. ВС РФ уже удалось нарастить численность группировки в зоне СВО до 600 тыс. человек — это как минимум в три раза больше, чем на момент начала конфликта. Кроме того, Россия практически с нуля создала условия для масштабного производства дронов, которые сейчас наносят удары по всей Украине.

Зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев заявлял, что производство отдельных категорий вооружений выросло в 15 раз. На Западе также признают, что российское военное производство оказалось «куда выше, чем они ожидали». По их оценкам, наша страна производит от 2,5 млн до 5 млн снарядов в год — больше, чем США и ЕС вместе взятые.

Какую тактику выберет Россия для победы на поле боя, пока неясно. Российское руководство неохотно делится своими планами. Однако момент окончательного перелома может быть очень близко.

еще по теме
Неоправданные инвестиции: итоги контрнаступления Украины
Деньги, оружие и гарантии безопасности: как Запад будет помогать Украине в 2024 году
Закончится ли СВО в 2024 году и ждать ли мобилизации? Отвечаем на главные вопросы по конфликту
Виталий Рюмшин