Долги по налогам будут взыскивать без решения суда. Что об этом известно?
Федеральная налоговая служба (ФНС) сможет взыскивать долги по налогам с физических лиц без решения суда. Соответствующий законопроект подготовил Минфин, документ уже одобрила правительственная комиссия. Внесудебный механизм сейчас распространяется лишь в отношении бизнеса и ИП, но с бурным развитием самозанятости этот вопрос стал актуальным и для физлиц.
Кроме того, ФНС беспокоит большое число самозанятых в компаниях и, соответственно, низкие налоговые отчисления, которые делает бизнес. Разбираемся вместе с депутатами и экспертами по налоговому праву, как новшество отразится на гражданах, компаниях и бюджете РФ.
Как будут взыскивать долги по налогам с физлиц?
В России появится упрощенный внесудебный механизм по взысканию налоговых долгов с граждан. Новая мера будет работать, если плательщик не оспорит доначисление в налоговом органе. Законопроект коснется тех россиян, кто заявляет о налоговых обязательствах самостоятельно, например, подает декларации или числится как самозанятый. При благоприятном раскладе документ может вступить в силу в ноябре 2025 года.
Практикующий юрист, адвокат по уголовному праву компании Melling, Voitishkin & Partners Павел Ларионов в беседе с «Постньюс» оценил преимущества нового законопроекта и рассказал, какие риски он несет. «Преимущества — более оперативное пополнение государственного бюджета и списание долгов граждан перед государством. А риски — в первую очередь, снижение процессуальных гарантий, которые предоставляет судебное разбирательство сторонам спора», — сказал спикер.
По мнению Ларионова, внесудебное взыскание налоговых долгов не обеспечит гражданам процессуальные гарантии. Эксперт указал, что любая внесудебная процедура эти возможности сокращает и смещает баланс в одну из сторон. «С учетом главного интересанта по этой категории дел налоговых органов Российской Федерации угадать, в какую сторону будет смещено рассмотрение, довольно легко. Опять же для государства это возможность сократить расходы времени и сил на взыскание долгов по налогам в длительной судебной процедуре», — добавил Ларионов.
Юрист подчеркнул, что возражения на претензии о взыскании налогов подаются лишь в 0,044% случаев от всего количества поданных заявлений. Ларионов считает эту статистику обманчивой, так как она не учитывает уровень правовой информированности граждан, для которых обжалование претензий госорганов в суде — незнакомая и малопонятная сфера. В этом смысле налицо снижение гарантий защищенности граждан через устранение даже существующей процедуры оспаривания, отметил эксперт.
Как будет работать механизм упрощенного взыскания налоговых долгов?
Ларионов считает, что в этом случае налоговая просто будет направлять соответствующее требование в банк, а не приставам, а банк спишет средства со счета на основании требования налогового органа. «Эти решения может будет обжаловать в судебном порядке, правда, так как текста законопроекта я не видел, по процедуре только могу сказать, что это административное судопроизводство по КАС РФ», — сказал эксперт.
Зампред думского комитета по экономической политике Станислав Наумов заявил «Постньюс», что налогоплательщиков нужно призывать к диалогу, а не только нещадно штрафовать. По мнению парламентария, в России необходимо развивать профессиональную специализацию налоговых консультантов. «Сделать их услуги недорогими, может, привлечь к этому студентов в виде практики. Как показывает опыт — позовите человека на встречу, напоите чаем с кексом, и он сам не захочет доводить дело до суда. Так и с налогами, нужен диалог», — добавил депутат.
По мнению зампреда думского комитета по экономической политике Артема Кирьянова, налогоплательщики сейчас имеют достаточно инструментов, чтобы опротестовать начисления, которые считают неправомерными. «Внесудебное взыскание упростит задачи судебной системы, которая сейчас завалена аналогичными делами. Поэтому принудительное списание средств со счетов будет вполне разумным», — сказал он «Постньюс».
Почему налоговую не устраивает большое количество самозанятых в бизнесе?
Трудоустройство в компании именно таких работников оказалось выгодно обеим сторонам — обладатель статуса самозанятого отчисляет 4-6% налогов, а бизнес просто компенсирует этот процент работнику, не тратится на взносы (и это уже не устраивает ФНС). Так, в 2025 году планируется возобновить вызовы налогоплательщиков на комиссии по заработным платам.
«Бизнес в этой части нельзя обвинить в умышленной неуплате налогов или каком-то ином правонарушении, ведь он пользовался законодательным пробелом и пытался, как и следует из его природы, извлечь выгоду там, где ее законно можно извлекать, не порождая оснований для привлечения к разным видам ответственности. Несмотря на то, что решение о порядке оформления часто принимает бизнес, а не наемный сотрудник, основные риски неуплаты налогов лежат на нем», — отметил Ларионов.
Юрист напомнил, что налоговое законодательство в случае выявления нарушений наказывает именно того, кто фактически уплатил меньший налог. По мнению Ларионова, опасаться таких ситуаций необходимо самому работнику, который в нарушение закона внес доходы от фактической трудовой деятельности, облагаемые НДФЛ по ставкам 13-22%, как доход от НПД по ставкам 4-6%.
По данным Кирьянова, сейчас в России более 10 млн самозанятых, и, естественно, некоторые юрлица считают, что можно фиктивно использовать их труд. «Таким образом компании экономят на отчислениях в Соцфонд, медицинское страхование, а государство недополучает налоговые отчисления. Такое поведение представителей бизнеса вызывает много вопросов, и эту ситуацию нужно прояснить. Это не пробел в законодательстве, а злоупотребление компаний при найме самозанятых», — сказал депутат.
Наумов поддержал коллегу по комитету и пояснил, что бизнес создал неравенство между самозанятыми и официально трудоустроенными гражданами. «Самозанятые — это не навсегда. А неравенство — это когда у человека есть регулярные доходы, есть возможность лечиться в районной поликлинике, водить детей в школу, но нет адекватных отчислений НДФЛ и платежей во внебюджетные фонды. Это несправедливо по отношению к обыкновенным занятым», — добавил парламентарий.