общество

Помашите ручкой: пассажиров такси предлагают снимать на видео во время поездки

По мнению авторов инициативы, это позволит сократить количество происшествий
Олег Елков/ТАСС
Олег Елков/ТАСС

Депутаты Госдумы предлагают в обязательном порядке оснащать салоны автомобилей такси видеонаблюдением. Парламентарии считают, что видеосъемка во время поездки повысит безопасность пассажиров и водителей, а в случае нападений или конфликтных ситуаций позволит быстро найти правонарушителя. Эксперты же полагают, что нововведение в очередной раз спровоцирует повышение цен на перевозки. Разбираемся, так ли это все, и что думают специалисты и сами законодатели.

Для чего камеры в салоне такси?

В первую очередь из-за громких происшествий. Недавно всю Россию потрясло зверское убийство Елены Сарафановой, которая занималась извозом в Челябинской области. Этот случай вызвал широкий общественный резонанс.

«Полагаем необходимым установить требование об осуществлении видеофиксации в салоне легкового такси и в сторону движения автомобиля в ходе выполнения перевозки пассажиров, а также о размещении в салоне информации о ведении видеосъемки. Это является действующей профилактикой правонарушений и преступлений. Видеофиксация помогает обеспечить безопасность пассажиров в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, например, во время аварий или конфликтов», — говорится в пояснительной записке к соответствующему законопроекту.

В документе отмечается, что системы видеонаблюдения уже успешно используются в общественном транспорте. При этом перевозчики обязаны хранить и обрабатывать данные в электронном виде, а также предоставлять их по запросу правоохранительных органов. В качестве примера, депутаты приводят опыт Белоруссии, где введена обязательная видеофиксация процесса перевозки пассажиров такси.

«Действующим законом установлены требования об оформлении легкового такси, а также о размещении на передней панели легкового такси справа от водителя уточняющей информации о перевозчике и тарифах. При этом расходы на приобретение перевозчиками дополнительного оборудования включаются в налогооблагаемую базу, тем самым уменьшая налоговую нагрузку для организаций», — отмечают авторы инициативы.

Глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов пояснил «Постньюс», что новые правила позволили бы избежать ситуаций, когда пассажиры отказываются от оплаты, оскорбляют водителей и применяют физическую силу. «Нередко конфликты в такси провоцируют межнациональную рознь. Мы предлагаем, чтобы все фиксировалось на камеры. Это станет обязательным условием для таксистов», — сказал Нилов.

Нарушает ли видеосъемка тайну частной жизни пассажиров?

В Общественном Совете по развитию такси сообщили «Постньюс», что к предложению об обязательной установке видеорегистраторов в такси отнеслись отрицательно. «Инициатива вызывает множество вопросов в отношении обслуживания видеорегистраторов. Эти устройства требуют установки карт памяти и периодической выгрузки видеоматериалов на сервер или компьютер. В текущем тексте законопроекта отсутствуют четкие правила относительно хранения этой информации, ее защиты, сроков хранения и прав на доступ к ней», — сообщила пресс-секретарь организации Екатерина Киселева.

Она отметила, что наиболее серьезной проблемой является вопрос безопасности и конфиденциальности личной жизни пассажиров. По мнению Киселевой, в отличие от общественного транспорта и публичных мест, где люди осознают, что их разговоры могут быть слышны, в такси пассажиры рассчитывают на конфиденциальность своих переговоров.

«Уведомление о видеосъемке, размещенное в автомобиле, не сможет защитить пассажиров от неправомерного использования их личных данных. Часто такси вызываются в ситуациях, когда люди не могут сесть за руль, например, после праздников или по состоянию здоровья. Неприемлемо, чтобы такие моменты стали общедоступными или утекли в Сеть», — подчеркнула спикер.

Кроме того, Киселева акцентировала внимание на безопасности персональных данных при перевозке детей. Ведь они могут вести себя непредсказуемо в такси, и существует риск, что недобросовестные водители могут собирать такие видеозаписи и публиковать их в интернете. Это также создает риски для перевозчиков, вплоть до уголовной ответственности, особенно в свете недавних изменений в законодательстве, ужесточающих наказание за незаконное использование и передачу персональных данных, особенно в отношении несовершеннолетних», — сказала пресс-секретарь.

Вызовет ли нововведение рост цен на такси?

По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, затраты на покупку и установку дополнительных устройств в автомобилях неизбежно вызовут подорожание услуг такси. «Мне не совсем ясно, какие устройства обяжут ставить в автомобилях и как хранить информацию. Простой видеорегистратор для государства никакого значения не имеет. Он не входит в реестр средств измерения и не является поверенным устройством. Соответственно, нужно другое оборудование», — рассказал «Постньюс» спикер.

Независимый автоэксперт Дмитрий Попов заявил, что уже сейчас 50% автомобилей оснащены видеорегистраторами, которые снимают все происходящее в салоне. «Парламентарии отстают в своих инициативах минимум лет на пять. Разговоры о подорожании из-за видеофиксации — чушь собачья. Регистратор стоит 2 тыс. руб. Где хранить данные? Нигде. Произошло ЧП, остановили запись, вынули карту памяти и передали ее куда нужно и все», — отметил в беседе с «Постньюс» Попов.

Спикер отметил, что наличие камер видеофиксации дисциплинирует обе стороны: пассажиров и самих водителей. «За нами и так приглядывают тысячи камер: на дорогах, в магазинах, подъездах, везде сейчас камеры. Я в 90-е тоже “бомбил”, и меня один раз хотели ножом резануть. В конце концов, этот риск профессии. Вы никогда не знаете, кто садится к вам в машину», — добавил эксперт.

В Общественном Совете по развитию такси также подчеркнули, что к автомобилям и перевозчикам такси уже предъявляется множество требований. Представитель организации пояснила, что, с точки зрения самозанятых перевозчиков, отрасль перевозок — одна из самых зарегулированных среди всех, в которых они работают. Увеличение количества требований, особенно касающихся приобретения оборудования и выполнения затратных условий, в конечном итоге ложатся на плечи перевозчиков и отражаются на ценах для пассажиров, резюмировала Киселева.

Павел Деденко