Joel C Ryan/Invision/AP
Joel C Ryan/Invision/AP

Никаких «Чужих» и «Гладиатора»: вспомнили пять недооцененных фильмов Ридли Скотта

В подборку попали фильм-катастрофа, трагикомедия про взаимоотношения отца и дочери, а также историческая эпопея про крестовые походы

30 ноября британскому режиссеру и продюсеру Ридли Скотту исполняется 85 лет. Скотт относительно поздно дебютировал в большом кино — до 40 лет он снимал рекламу для телевидения и только в 1977 году представил миру свою первую работу «Дуэлянты». С тех пор автор выпустил ряд культовых фильмов вроде «Чужого», «Бегущего по лезвию» и «Гладиатора», однако некоторые его проекты не стали настолько же популярными и прошли мимо массового зрителя. Мы решили исправить это недоразумение и составили подборку из пяти картин, которые незаслуженно обделили вниманием или просто забыли спустя годы.

«1492: Завоевание рая», 1992

Ридли Скотт снял картину к 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом (его играет Жерар Депардье). Сюжет рассказывает историю генуэзского мореплавателя, который мечтает найти Индию. Несмотря на насмешки окружения над его амбициозными планами, путешественник смог убедить королеву Изабеллу (Сигурни Уивер) профинансировать экспедицию.

Скотт не стал излишне романтизировать образ Колумба и показал темные стороны прославленного мореплавателя — меркантильность, расчетливость и жестокость. Режиссеру удалось гармонично объединить жанр исторического и художественного кино, практически идеально визуализировав то, что мы читали в книжках по истории (разве что с минимальными неточностями). В прокате фильм, к сожалению, провалился, но зато вы теперь о нем знаете!

«Белый шквал», 1996

Картина стала экранизацией реальной трагической истории, произошедшей в Карибском море в 1960 году. По сюжету подростки отправляются в плавание на учебном судне «Альбатрос», но попадают в сильнейший океанский шторм. Чтобы выжить, дети должны в одночасье повзрослеть и стать сплоченной отважной командой. В процессе создания фильма сценарист Тодд Робинсон общался с одним из выживших ребят Чаком Гигом — так авторы смогли добиться максимальной правдоподобности.

От проекта не стоит ждать оригинальных сюжетных твистов, а сам он носит скорее воспитательный характер, нежели представляет высокую культурную ценность. Тем не менее визуальная составляющая (как это обычно бывает у Скотта) поражает своим разнообразием, выверенной цветовой гаммой и неповторимыми пейзажами. Если вы любите фильмы катастрофы о морской стихии, то «Белый шквал» — ваш идеальный спутник на этот вечер.

«Великолепная афера», 2003

В фильмографии Николаса Кейджа есть много проходных и откровенно коммерческих работ, но «Великолепная афера» — явно не тот случай. Комедийный фильм Скотта, написанный по мотивам романа Эрика Гарсии, рассказывает историю двух мошенников в сфере торговли. Один из них — герой Кейджа — страдает ОКР и нервным тиком (а также боится грязи, пыли и насекомых) и в какой-то момент узнает, что у него есть 14-летняя дочь. Во время одной из ссор девочка уговаривает отца научить ее своему ремеслу.

На первый взгляд кажется, что это семейное кино с элементами криминала, но по ходу развития в нем можно найти отголоски мелодрамы и триллера. Кроме того, авторы не просто показывают хитросплетенную аферу — они также рассуждают о взаимоотношениях взрослых и детей. Авантюрная работа выделяется в резюме Ридли Скотта, но почему-то для многих и по сей день остается плохо известной. К просмотру настоятельно советуем.

«Гангстер», 2007

Действие биографической картины разворачивается в 70-х годах прошлого века. Подчиненный криминального босса Фрэнк Лукас (Дензел Вашингтон) после смерти начальника решает создать собственный синдикат по обороту героина. Дела у Лукаса идут отлично, пока за его дело не берется полицейский из Нью-Йорка — Ричи Робертс (Рассел Кроу).

Исходя из описания, можно подумать, что фильм вторичный, а гангстерский жанр лучше оставить для Копполы или Скорсезе. На деле это совсем не так. Скотт не пытался создать нового «Крестного отца» или «Славных парней» — он снял по-своему уникальный криминальный триллер. Вместо присущей нулевым романтизации преступников, он показывает обратную медаль красивой, но незаконной жизни, поднимает проблемы коррупции, наркомании и полицейского насилия в США. Зритель получает детализированную атмосферу бандитской Америки 1970-х, и выглядит это очень круто.

«Царство небесное», 2005

После крайне успешного «Гладиатора» продюсеры доверили Скотту снять еще один исторический проект. Теперь события развернулись на Святой Земле во времена Крестовых походов. Кузнец Балиан (Орландо Блум) бежит из родных краев и присоединяется к своему отцу (Лиам Нисон) в походе. Позже тот умирает, но успевает перед смертью наградить сына статусом рыцаря. После этого Балиан отправляется в Иерусалим.

Продюсеры ожидали от Скотта жестокого блокбастера, но получили куда более проработанную и глубокую драматическую работу. Из-за идейных расхождений режиссера и студии 20th Century Fox фильм перемонтировали и сильно урезали (из-за этого картина казалась слишком сложной и нелогичной). Положительные отзывы получила режиссерская версия «Царства небесного», поэтому, если соберетесь смотреть, не поленитесь потратить три с лишним часа.

━━━━━

Никита Прунков