Hitoshi Namura/Unsplash
Hitoshi Namura/Unsplash

Итоги — 2022: россияне любят авокадо, Первый канал и кальянный рэп

В уходящем году граждане РФ также много матерились, часто заказывали хинкали и обращались к психологам

В преддверии праздников соцсети и различные сервисы подводят итоги года. Пользователи вспоминают, как провели 2022-й, а компании подсчитывают, что именно было популярно среди россиян. Что ели и пили наши соотечественники? Что слушали и смотрели? Когда ругались и кем гордились? Разбираемся в нашем итоговом материале.

Главное событие

Главным событием года россияне назвали специальную военную операцию — за этот вариант проголосовало 62% опрошенных ВЦИОМ. На втором месте оказалось событие, непосредственно связанное с СВО — мобилизация (9%). В топ-3 героев года вошли военнослужащие в горячих точках (54%), врачи и медицинские работники (38%) и спасатели МЧС (32%).

Россияне стали больше следить за здоровьем...

Представители розничной сети «Магнит» изучили вкусы россиян и выявили тренд на здоровое питание. В этом году были особенно популярны авокадо сорта Хаас и помело — их продажи выросли более чем в четыре раза. Также наши соотечественники активно скупали миксы растительных масел, томаты и «борщевой набор» (картофель, лук, свекла, морковь).

…но и расслабляться не забывали

«Яндекс Еда», в свою очередь, отметила любовь россиян к национальным кухням Грузии, Турции, Армении и Греции. В пятерку самых часто заказываемых блюд вошли пицца, хинкали, шашлык, люля-кебаб, хачапури.

Помимо этого, россияне стали заметно больше выпивать. Как сообщает «Интерфакс», за 11 месяцев розничные продажи водки выросли на 6%, коньяка — на 4,5%, других ликероводочных изделий крепостью выше 25 градусов — на 27,5%, а шампанского и игристых вин — на 8,5%.

Кальянный рэп и Anna Asti сменили иноагента

С учетом того, что отплатить Apple Music теперь проблематично, а Spotify и вовсе покинул Россию, мы будем опираться на итоги «VK Музыки» и «Яндекс Музыки». Если в прошлом году обе платформы назвали рэпера Моргенштерна (признан иноагентом в РФ) артистом года, то в 2022-м аналогичную награду в VK забрал MACAN, а в «Яндексе» самой прослушиваемой артисткой стала Anna Asti.

Также оба сервиса отметили долгожданный альбом Hattory от мелодичного хип-хоп дуэта Miyagi & Эндшпиль. В «VK Музыке» парни забрали звание «группы года» (в этом году их послушали 1,3 млрд раз), а редакция «Яндекса Музыки» назвала их пластинку релизом года.

Главный канал страны — Первый

В категории «Главный канал страны» победил Первый канал (50% голосов). На втором месте оказалась «Россия-1» с показателем 23%, а на третьем «Россия-24» — с 4%. Чаще других «Первый» выбирали женщины (55%) и аудитория с высшим образованием (55%).

Киноитоги могут удивить

Кинопортал Mail.ru проанализировал оценки и активность своих читателей. В итоге самым лучшим российским фильмом стала военная мелодрама «1941. Крылья над Берлином», а в категории «Лучший зарубежный фильм» победила картина «Анчартед: На картах не значится», снятая по одноименной видеоигре.

А что гуглили россияне? Спойлер: никто не знает

Самым популярным запросом в мире Google назвал игру Wordle, где пользователи должны угадывать слова из пяти букв. В список людей, который чаще всего гуглили, оказались Джонни Депп, Уилл Смит, Эмбер Херд и президент РФ Владимир Путин. Что касается российских запросов, то в этом году поисковик решил обойти нас стороной. «Яндекс» тоже решил не подводить поисковые итоги.

Слова года в мире и России очень разные

Оксфордский словарь признал словом года выражение «режим гоблина» (goblin mode). «Это тип поведения, которое можно описать как беззастенчиво себя оправдывающее, ленивое, неряшливое и отрицающее социальные нормы и ожидания», — объясняли составители словаря. Также в топ-3 попали «метавселенная» (metaverse) и хэштэг «Я поддерживаю» (#IStandWith).

В России же словом года стало «наследие». Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина исключил из поиска политическую и военную тематики, чтобы найти слово с исключительно позитивной коннотацией.

Наследие наследием, но матерились россияне тоже много

РБК подсчитал, в каких месяцах россияне больше всего ругались матом в соцсетях. Лидером стал март (ЕС ввел четвертый пакет санкций), на втором месте оказался апрель (скончался Владимир Жириновский), а тройку нецензурного рейтинга замкнули февраль (Владимир Путин объявил о начале спецоперации на Украине) и май (Алла Пугачева и Максим Галкин [признан иноагентом в РФ] решили продать свой подмосковный дворец). Дневной рекорд был поставлен в феврале: 27-го числа в соцсетях было зафиксировано 375 тыс. матерных сообщений.

В порно россияне стали скромнее…

В прошлом году сайт Pornhub рассказал, что россияне предпочитали смотреть видео из категорий хентай, MILF и «русское» порно. В 2022-м суровый реализм расставил все на свои места: любимый раздел россиян — просто «русское» порно. Кстати, в топ самых популярных актрис вошла россиянка Ева Эльфи.

…в выборе смартфонов тоже

По данным «Коммерсантъ», за 2022 год был продан 21 млн смартфонов на сумму 477 млрд рублей (средняя цена девайса составила 22 тыс. рублей). Эксперты говорят, что россиян стали интересовать смартфоны в бюджетной и средней ценовой категории, а премиум сегмент переживает тяжелые времена. Тем не менее больше всего в России до сих пор зарабатывают компании Apple (34% всех денег) и Samsung (31%).

А вообще, итоги года уже не так популярны

По данным исследовательского центра SuperJob, в этом году из 4 тыс. опрошенных россиян подвели итоги лишь 46% людей. При этом за аналогичный отрезок в 2019 году о них размышляли 57% респондентов.

Из числа опрошенных 64% проанализировали свой доход, 50% обратили внимание на показатели здоровья и 47% задумались о карьерных успехах. Исследователи выяснили, что для мужчин главным критерием оценки года стал их достаток, а для женщин — саморазвитие, любовь и образование.

Но самое главное — люди стали внимательнее к себе

Компания «МТС» провелана исследование, в результате которого выяснилось, что в 2022 году количество пользователей сервисов психологической помощи выросло на 33%. Также люди стали чаще посещать массажные салоны (на 35%), фитнес-клубы (на 11%) и центры активного отдыха (на 55%). Кроме того, граждане начали чаще пользоваться образовательными платформами (на 21%).