власть

Конец «дружественного нейтралитета»? Что означает визит Си Цзиньпина в Москву

Китай вышел из ковидного карантина. Теперь он стремится вернуть экономике рост и готовится к противостоянию с США
Сергей Савостьянов/ТАСС
Сергей Савостьянов/ТАСС

20 марта глава Китая Си Цзиньпин приехал в Москву с официальным визитом. К его поездке приковано внимание всего мира, а в России с ней связывают большие надежды. Запад же опасается сближения Москвы и Пекина. Рассказываем, чего ждать от визита Си, почему про его поездку столько говорят и что значит активизация китайской дипломатии.

Что Пекин планирует обсудить с Москвой?

Си Цзиньпин пробудет в Москве с 20 по 22 марта. В первый день прошла его неформальная встреча с Владимиром Путиным — в ее ходе лидеры поприветствовали друг друга и обрисовали тематику будущих переговоров.

Си Цзиньпин назвал Путина дорогим другом и поблагодарил его за поддержку Китая. «Я вам очень признателен, что вы всегда положительным образом к нам относитесь, всегда оказываете нам поддержку. Конечно, мы это ощущаем, мы вам благодарны», — сказал он.

В свою очередь, Путин упомянул китайский мирный план по Украине: «Мы внимательно ознакомились с вашими предложениями по урегулированию острого кризиса на Украине. У нас будет возможность обсудить это».

21 марта Си Цзиньпин встретится с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. После этого Си и Путин увидятся снова — но уже в составе делегаций. Переговоры пройдут в два этапа: в узком и широком составе. Известно, что Россию на них будут представлять зампред Совбеза Дмитрий Медведев, глава МИД Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, глава ЦБ Эльвира Набиуллина и др.

В Кремле сообщили, что Россия и Китай будут обсуждать развитие отношений, всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие. В планах также обмен мнениями по сотрудничеству на международной арене. Представитель МИД КНР Ван Вэньбин отметил, что переговоры двух лидеров пройдут «на основе принципов неконфронтации и ненацеливания на третьи стороны».

Встреча закончится церемонией подписания ряда двусторонних документов. Уже известно, что Путин и Си подпишут две бумаги: совместное заявления РФ и КНР об углублении отношений и стратегического взаимодействия, а также совместное заявление о развитии российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года.

Почему к визиту приковано так много внимания?

Визиту Си Цзиньпина в Москву уделяют большое внимание, потому что это первая зарубежная поездка китайского лидера после его переизбрания главой КНР на третий срок.

Интерес к визиту Си Цзиньпина в Россию также подогревала бурная подготовка к нему всех сторон. Накануне поездки председатель КНР и президент РФ обменялись программными статьями о российско-китайских отношениях. Текст Путина опубликовали в китайском издании «Жэньминь Жибао», а Си написал статью для «Российской газеты».

Запад тоже не остался в стороне. 17 марта Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на «арест» Владимира Путина за «депортацию» детей из зоны боевых действий на Украине. Заявление прозвучало в тот же день, когда Кремль анонсировал приезд Си Цзиньпина в Москву. Некоторые наблюдатели — в частности, депутат Госдумы Леонид Калашников — усмотрели в этом попытку надавить на китайского лидера.

Сыграла и международная обстановка. Переговоры РФ и КНР на высшем уровне состоятся в самый разгар СВО, когда напряжение между Россией и Западом достигло своего пика. С января западные чиновники и СМИ спекулируют на тему того, что Китай скоро направит России прямую военную помощь.

Пекин и сам добавил интриги. В феврале главный дипломат КНР Ван И отправился в европейское турне, выступил на Мюнхенской конференции по безопасности и заглянул в Москву. Вслед за этим Китай представил мирный план по Украине. Энергичная деятельность китайский дипломатов создала впечатление, что они зондируют почву для подключения к конфликту на Украине.

Почему Китай активизировал дипломатию?

Весь прошлый год Китай оставался в стороне от европейских дел, и на то у него были свои причины. На международной арене ситуация складывалась в его пользу: Украина заставила США перебросить все ресурсы в Европу и отложить конфликт с Пекином. В то же время Россия экономически порвала с Западом и дала ему почти эксклюзивный доступ к своим ресурсам.

Внутренняя обстановка в Китае тоже не располагала к играм в геополитику. Пекин отчаянно боролся с коронавирусом — заболеваемость била все рекорды, а страна сидела на жестком карантине. Политика «нулевой терпимости» к ковиду сопровождалось большими протестами и замедлением экономического роста — в прошлом году ВВП Китая вырос всего на 3%, что стало худшим показателем за несколько десятилетий.

В январе произошло большое событие — Си Цзиньпин объявил о смене курса. Китай вышел из карантина и начал снова открываться для торговли и иностранного бизнеса. Вместе с этим активизировалась и дипломатия — ее целью стал поиск новых экономических возможностей и формирование у Китая образа надежного партнера и миротворца. Например, 10 марта Пекин добился большого дипломатического успеха — ему удалось пролоббировать восстановление дипотношений Саудовской Аравии и Ирана.

Визит Си Цзиньпина в Россию тоже имеет экономическую подоплеку. Москва рассчитывает кратно увеличить экспорт газа в Китай, построив трубопровод «Сила Сибири — 2». Многие наблюдатели и СМИ, включая агентство Bloomberg, ожидают, что Путин и Си так или иначе затронут газовую тему на переговорах.

То есть все дело только в экономике?

Стремление дать импульс для роста своей экономике — не единственная мотивация Китая. Активизация внешней политики КНР — это еще и попытка дать оплеуху Америке и Европе, которые уже некоторое время испытывают терпение Пекина на прочность.

В отношениях с США главным камнем преткновения стал Тайвань. Ситуация вокруг острова накаляется с августа прошлого года, после визита на остров спикера Конгресса США Нэнси Пелоси. В начале марта американцы объявили, что продадут Тайваню партию оружия на $620 млн. Китай же намекнул, что может в ответ направить оружие России.

Между Китаем и ЕС тоже есть неприятные нюансы. На первый взгляд их объединяют тесные торговые связи, а вот объективных поводов для конкуренции нет. В то же время в Европе есть сильное проамериканское лобби, для которого трансатлантическая солидарность важнее интересов своих стран.

Так, глава МИД Германии Аналенна Бербок уже несколько раз называла Пекин «системным соперником» — причем делала это в пику попыткам канцлера Олафа Шольца наладить с ним отношения. Европейцы требуют наказать Китай за нарушения прав человека и объявляют о планах сокращать торговлю. И это тоже подрывает отношения Европы и Поднебесной.

В ответ на это Пекин пытается перехватить дипломатическую инициативу по Украине. Если его усилия будут успешными, он покажет, что Запад слишком некомпетентен для управления миром. Провал же даст Китаю карт-бланш на то, чтобы подключиться к конфликту на выгодной для себя стороне. То есть на стороне России.

Важно и другое. США и ЕС все сильнее втягиваются в украинский конфликт — они ставят себе задачу нанести России стратегическое поражение и сменить правительство. При этом Китай готовится к столкновению с США, и Россия для него — это геополитический тыл. В этом смысле визит Си в Москву — сигнал Западу о том, что Пекин не допустит такого сценария.

Виталий Рюмшин