Против корпораций и Украины: что известно о новых кандидатах в президенты США?

Роберт Кеннеди и Рон Десантис встряхнули президентскую гонку в Америке. В их программе — борьба с политическим мейнстримом и прекращение конфликта на Украине
Zuma\ТАСС
Zuma\ТАСС

«Трамп против Байдена — 2024» — уже не аксиома американской политики. У президента и экс-президента появились серьезные конкуренты. Байдену придется бороться на праймериз с антиваксером Робертом Кеннеди. Трампа поджимает губернатор Флориды Рон Десантис. Оба «номера два» уже завоевали солидную поддержу. И что самое интересное — оба выступают за выход США из украинского конфликта. Разбираемся, что известно об этих кандидатах, почему обоих называют «Трампами» и есть ли у них шансы на победу.

Противник Байдена: «левый Трамп»

Gage Skidmore/Wikimedia Commons
Gage Skidmore/Wikimedia Commons

Долгое время казалось, что позициям Байдена ничего не угрожает. Несмотря на высокие антирейтинги, внутри партии у него не было реальных соперников. Однако игру перевернул Роберт Кеннеди-младший, который вступил в гонку 19 апреля.

69-летний политик с хриплым голосом действительно далеко не самая очевидная кандидатура. До 2023 года Кеннеди никуда не баллотировался и не имел управленческого опыта. Он был известен по двум причинам.

Первая: он племянник 35-го президента США Джона Кеннеди. Вторая: он известный антиваксер и сторонник теорий заговора, который особенно отличился во время пандемии COVID-19. Дело дошло до того, что Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ) и YouTube заблокировали его страницы за дезинформацию.

Неудивительно, что выдвижение Кеннеди поначалу восприняли с насмешками. Но уже первые опросы показали, что его готовы поддержать 14-19% демократов. 9 мая социологическая компания Rasmussen выяснила, что на национальном уровне Кеннеди отстает от Байдена всего на 1% (35% против 36%).

Популярность Кеннеди объясняется тем, что он занимает пустующую нишу представителя левого крыла Демпартии. На выборах 2016 и 2020 гг. им был сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс, но в этом году он решил не выдвигаться и поддержал Джо Байдена. Если на этом поприще у Кеннеди не появится конкурентов, то он вполне сможет составить Байдену серьезную конкуренцию.

Обозреватели, вроде колумниста The Washington Post Мэтта Бая, считают Кеннеди «Трампом от левых». По их мнению, политик пользуется теми же инструментами, которые принесли экс-президенту успех в 2016-м. Он выступает с антиэлитных позиций, его речи — чистейшая демагогия, а управленческому опыту Кеннеди противопоставляет личную харизму.

Противник Трампа: «Трамп с мозгами»

Office of the Governor of Florida
Office of the Governor of Florida

По другую сторону политических баррикад экс-президент США Дональд Трамп вот-вот схлестнется со своим протеже — губернатором Флориды Роном Десантисом. Десантису всего 44 года (почти ребенок по меркам нынешней американской политики), но за плечами у него военная карьера, работа в Конгрессе и опыт управления штатом.

Десантиса стали рассматривать как кандидата в президенты в 2022 году. Тогда многие кандидаты от Трампа провалились на промежуточных выборах. Зато во Флориде консерваторы наголову разгромили демократов, превратив ее из колеблющегося штата в вотчину республиканцев.

На фоне этого популярность Десантиса пошла в гору. В нем стали видеть альтернативу Трампу, и неудивительно: губернатор Флориды выступал на похожей политической платформе, но показал себя более расчетливым и менее раздражающим политиком. Газета The Financial Times даже назвала его «Трампом, но с мозгами и без драмы».

Губернатор Флориды долго уклонялся от вопросов о президентстве, предпочитая сохранять интригу. В это время Десантис пытался заручиться поддержкой республиканской верхушки и готовил юридическую базу для выдвижения — 28 апреля власти Флориды приняли закон, который разрешил ему баллотироваться в президенты, одновременно сохраняя пост губернатора. Официально он выдвинулся только 25 мая, когда все вопросы были решены.

В опросах Десантис отстает от Трампа почти в три раза (20% против 58%). Однако у него есть два преимущества: молодой возраст и деньги крупнейших доноров республиканцев, которые считают, что экс-президенту пора на покой. Так что сбрасывать его со счетов нельзя.

Что объединяет Кеннеди и Десантиса?

На первый взгляд, из общего у них только 20%-е рейтинги и сравнения с Трампом. Десантис — консерватор-трампист, причем куда радикальнее экс-президента. Будучи губернатором, он объявил тотальную войну воук-культуре, ввел запрет на пропаганду ЛГБТ в школе и ужесточил правила абортов. В этом ему не смогла помешать даже компания Disney. Когда ее боссы раскритиковали политику Десантиса, тот забрал у них особый налоговый статус во Флориде и показал на дверь.

Убеждения Кеннеди же близки к ультралевым. Он считает американскую систему власти слиянием госаппарата и корпораций. По этой причине Кеннеди выступает против любой энергетики, кроме возобновляемой (так зарабатывают энергокомпании), против вакцин (так зарабатывают фармацевтические гиганты) и против военных интервенций за рубежом (так зарабатывает ВПК).

В то же время позиции обоих политиков сближаются, когда дело доходит до Украины. По мнению республиканца, США не следует тратиться на нее, когда на горизонте маячит противостояние с Китаем. Кандидат от демократов убежден, что Украина стала еще одной жертвой геополитических амбиций американских неоконов.

Так или иначе, оба политика считают, что украинский конфликт пора сворачивать. Судя по цифрам, простым американцам по душе идея мира, и они готовы отдавать голоса за людей, которые ее исповедуют. Это говорит об одном — запрос на мир в США продолжает расти.

Если до выборов 2024 года конфликт на Украине не закончится, то эта тема может стать решающим фактором избирательной гонки. Значит, под нее придется подстраиваться даже Байдену — единственному кандидату, который все еще хочет воевать с Россией до победного конца.

Виталий Рюмшин