Бессмысленный и беспощадный: правда ли «Ужасающий 3» стал самым страшным фильмом последних лет?
В середине октября в российский прокат вышел «Ужасающий 3» — предельно жестокий хоррор режиссера Дэмиена Леоне, рассказывающий о похождениях инфернального клоуна Арта. Несмотря на довольно скромный бюджет (порядка $2 млн), триквел «Ужасающего» умудрился дать под дых заносчивому 200-миллионному «Джокеру», возглавив американский бокс-офис. На агрегаторе Rotten Tomatoes у фильма ужасов 77% и 89% свежести от критиков и зрителей соответственно.
Почему это сугубо жанровое кино так полюбилось миллионам людей, действительно ли оно настолько жестокое (поговаривают, что зрители по всему миру выбегают с сеансов) и в чем феномен франшизы Леоне? Рассказываем.
Дата выхода в России: 10 октября
Страны производства: США
Режиссер: Дэмиен Леоне
Автор сценария: Дэмиен Леоне
В ролях: Лорен ЛаВера, Дэвид Ховард Торнтон, Антонелла Роуз, Эллиотт Фаллэм, Саманта Скаффиди, Маргарет Энн Флоренс, Брайс Джонсон, Алекса Блэр Робертсон и др.
Жанр: ужасы
Продолжительность: 2 часа 5 минут
Возрастное ограничение: 18+
О чем «Ужасающий 3»? Коротко и без спойлеров
После безумных событий «Ужасающего 2» — тогда выжили лишь Сиенна Шоу (Лорен ЛаВера) и ее младший брат Джонатан (Эллиотт Фаллэм) — прошло пять лет. Девушка провела энное количество времени в психиатрической лечебнице и теперь собирается навестить родственников в округе Майлз в канун Рождества. Нет никаких сомнений, что зловещий клоун Арт (Дэвид Ховард Торнтон) мертв, — она лично отрубила ему голову.
Однако нас ждет «новогоднее чудо»: свирепый убийца (отныне одетый в костюм Санты) вернется в готовящийся к празднику городок, украшенный гирляндами, чтобы превратить его в место кровавого побоища. Нетрудно догадаться, что остановить Арта и его не менее жуткую гниющую подружку Викторию Хейз (Саманта Скаффиди) сможет только Сиенна. Для этого ей понадобятся волшебный меч, вагон смелости и щепотка удачи.
Чем примечательна франшиза и в особенности третья часть?
Проект Дэмиена Леоне во главе с убийцей в клоунском костюме зародился еще в конце нулевых — сняв несколько короткометражек, а позднее объединив их в один фильм «Канун Дня всех святых», он подготовил почву для съемки масштабного по меркам инди-хоррор-автора дебютника. Бюджет первого «Ужасающего» (составил порядка $50 тыс.) формировался по принципу «с миру по нитке» — фанаты нишевого фрик-персонажа Арта буквально скинулись Леоне на фильм на краудфандинг-платформе. Он, в свою очередь, не разочаровал и подарил фанатам старый добрый слэшер с обилием садистских сцен и брызжущей во все стороны крови.
На сиквел Леоне, вновь заручившись поддержкой фан-сообщества, собрал уже $250 тыс. — их он пустил прямо по назначению, вновь показав нам эталонный фильм категории «Б»: с привлекательными девушками-жертвами, молчаливым убийцей, ничем не примечательной локацией и брутальными (скорее даже тошнотворными) экзекуциями. Проблема второй картины заключалась лишь в том, что Леоне увлекся иллюстрацией дьявольской злости, несколько переборщив с хронометражем. Наблюдать за Артом почти два с половиной часа — перебор даже для самых крепких зрителей. Полуторачасовой оригинал казался более емким и лаконичным.
А вот расставил все точки над i в этом вопросе триквел: на этот раз автор остановился почти на двух часах, преувеличив лишь бюджет картины (небывалые для франшизы $2 млн). Кроме того, Леоне выкрутил на максимум тумблер безумия, доведя и без того насыщенное на жестокие события кино до статуса культового эксплотейшн-муви. Приоткроем завесу тайны: отбитые молотком замороженные части тела и отрезанные гениталии — лишь верхний слой безбашенной вселенной Арта. Если вы готовы к такой степени реализма, Леоне подарил клоуну целый арсенал оружия, который он непременно пустит в ход с присущей ему изобретательностью.
Действительно ли этот фильм — самый страшный со времен «Синистера»?
С точки зрения сюжета «Ужасающий 3» сложно назвать интригующим, однако кое-что в нем все же привлекает. Его нелинейность — да, Леоне позволяет себе рвать сторителлинг — обусловлена тем, что режиссер все же хочет рассказать истории тех, кто пострадал от рук Арта. И хоть психологизм дается фильму куда хуже, чем аттракцион насилия, ему хватает философской проблематики (по крайней мере в последней трети) — обратите внимание на терновый венец на главной героине, распятия и прочие религиозные отсылки, поднимающие извечные вопросы противоборства добра и зла.
Впрочем, искать символы или отсылки (например, к «Сиянию» и «Техасской резне бензопилой») — дело второе или даже третье. Третья часть «Ужасающего» впечатляет тем, насколько безрассудно и непрогнозируемо действует ее главный герой, задающий общий тон ленте. Арт напрочь лишен какой-либо человечности: он действует стихийно, не гнушается убивать детей и при этом дополняет свои злодеяния довольно комичными пантомимами. В рамках продвижения продюсеры утверждали, что «Ужасающий 3» — самый страшный хоррор со времен «Синистера». Мы бы немного скорректировали слоган: скорее, это самый неприятный и натуралистичный фильм за последние годы.
«Ужасающий 3» стал очередной одой Леоне садистским хоррорам из прошлого века, которая абсолютно не вписывается в ряды модных авторских фильмов ужасов этого года («Собиратель душ», «Максин ХХХ», «Субстанция» — куда более состоятельные и утонченные произведения). В «Ужасающем 3» все элементы шока достигают визуального пика, а порой они и вовсе заставляют зрителей покидать кинозалы. Кажется, именно этого Леоне и добивался, упиваясь эстетикой старых сплэттеров. Это картина для гиков, воспевающих хорроры 70-х. Остальным перед покупкой билетов стоит хорошо обдумать риски.