Почему продукты продолжают дорожать? Подводим итоги года с графиками и прогнозами
Рост цен на продукты стал одним из главных антитрендов года. Официальная инфляция в этом году превысит 8%, но товары в магазинах дорожают намного сильнее — это замечают потребители и признают власти. Вместе с экономистами PostNews проанализировал, почему весь этот год мы слышали о росте цен на продукты и что могло вызвать такой всплеск.
Насколько подорожали продукты
Согласно последним данным Росстата, индекс продовольственных цен в ноябре составил 7,5%. Однако, по оценке ЦБ, продовольственная инфляция в России в 2021 году уже достигла двузначных значений. Несмотря на заморозку цен и другие попытки остановить инфляцию, товары продолжали расти в цене каждый месяц — даже в сентябре, когда из-за сезона урожаев продукты обычно не дорожают.
На этой неделе стало известно, что стоимость двух самых популярных новогодних салатов — оливье и селедки под шубой — увеличилась на 15% и 25% соответственно. Салатник оливье на четверых в этом году обойдется в 416 рублей, а селедки под шубой — в 209 рублей. Вот как в течение года менялись цены на разные продукты с новогоднего стола.
Из-за чего растут цены?
Продовольственная инфляция — не только российский тренд. Глобальный рост цен на продукты в первую очередь связан с пандемией, отмечает в беседе с PostNews экономист Павел Пенкин: «Коронавирус повлиял на экономический след производителей, поэтому они были вынуждены бороться с возросшими издержками и в результате переложить эту ношу на потребителей через стоимость продуктов». Под издержками эксперт подразумевает затраты на зарплаты, изменение логистических маршрутов и увеличение стоимости сырья для производства, включая топливо.
Кроме того, пандемия привела к сбою в работе сельскохозяйственного блока: поля были засеяны частично, из-за карантинных ограничений образовался дефицит рабочей силы. Если раньше подорожание продуктов было скорее сезонным (ягоды, мандарины), то сейчас пандемия «размазала спрос по всему году», нивелировав сезонность.
Глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» и кандидат экономических наук Андрей Бунич полагает, что одна из важнейших причин роста цен — недостаток предложения из-за монополизации производства и отсутствие должной конкуренции. «Нужно наращивать объемы производства, включив в него малые фермерские хозяйства, индивидуальных предпринимателей, семейные фермы, а также личные подсобные хозяйства, которые сейчас находятся в стороне», — говорит Бунич в беседе с PostNews.
Экономист считает, что сельское хозяйство нуждается в дополнительной поддержке, которую можно оказать путем создания льготных программ кредитования и государственных резервов: если хозяйство произведет больше продукции, чем нужно, то ее закупит государство — например, для содержания армии или других госструктур.
Экономисты уверены: рост мировых цен лишь косвенно влияет на Россию. «Большая часть продуктов первичной корзины из-за введенных санкций производится в России. Поэтому опережающий рост показывают продукты именно из санкционного списка», — объясняет Пенкин.
Экономист Бунич добавляет, что у России «огромный продовольственный потенциал», который нередко приводит даже к профициту произведенной продукции. Однако в экономике существует рыночное ценообразование: «Если цена повышается у одного из производителей, то за ней постепенно подтягиваются и другие, потому что они боятся остаться в проигрыше. И образовавшаяся стоимость закрепляется на новом уровне».
Обесценивание рубля в целом также приводит к удорожанию товаров. «Если инфляция разгоняется, значит в экономике много денег и люди могут себе больше позволить. Так как спрос опережает предложение, а производственные мощности ограничены, производители поднимают цены на продукты , — объясняет Пенкин. — Следовательно эти процессы нужно притормаживать».
Достаточно будет вернуть уровень инфляции к 3-5%, что позволит простимулировать экономику и производство, отмечает эксперт. Повлиять на это может Центральный Банк: в октябре он повысил ключевую ставку до 7,5% и планирует увеличивать ее дальше.
Как власти боролись с повышением цен?
В декабре 2020 года власти установили предельные цены до 1 апреля на социально значимые продукты: подсолнечное масло, сахар, муку, хлебобулочные изделия и макароны. Соглашение о сотрудничестве подписали производители, торговые сети, Минсельхоз и Минпромторг. Взамен заводы получили льготные кредиты на закупку сахарной свеклы, а на экспорт подсолнечника, зерна и других культур были введены квоты и пошлины, чтобы предотвратить отток сырья из страны.
Также власти создали механизм по регулированию цен на социально значимые товары. Правительство получило право устанавливать предельно допустимые розничные цены на 90 дней, если такие категории продуктов за два месяца подорожали более чем на 10%.
Но бизнес-индустрия и Минпромторг посчитали заморозку цен неэффективной мерой. Гендиректор «Ленты» Владимир Сорокин говорил, что госрегулирование цен «чревато для бизнеса» и разорвет крупных ритейлеров. Бизнес-омбудсмен Борис Титов утверждал, что компенсировать потери предпринимателям никто не собирается.
Эксперты оценили, что из-за заморозки цен производители подсолнечного масла потеряли не менее 15 млрд рублей к концу первого квартала 2021 года. Тем не менее госрегулирование цен на некоторые продукты продлили — так, стоимость сахара не росла до 1 июня, а сроки действия соглашений по подсолнечному маслу истекли лишь 1 октября.
На фоне продолжающегося роста цен вице-премьер Виктория Абрамченко в начале ноября поручила подготовить для правительства предложения по недопущению увеличения внутренних цен на белый сахар и растительное масло.
Минсельхоз предлагал и другие сценарии для разрешения ситуации. Например, пойти путем Канады и создать интервенционные фонды для социально значимых продуктов по аналогии с интервенционным фондом для зерна (применяется с 2001 года). Или беспошлинно закупать сахар из-за рубежа. Однако эти меры так и не были реализованы.
Что будет дальше? Рост цен остановится?
Нынешний кризис слишком нетипичен, поэтому предсказать дальнейшее развитие событий довольно сложно и делать это нужно максимально аккуратно, считает Пенкин. «Рост цен будет зависеть от того, как государство среагирует на новые вызовы», — полагает эксперт.
Также важно учитывать ограничительные меры из-за пандемии в следующем году, которые в том числе повлияют на дальнейшее ценообразование. «Если ограничения расширят в общепите, то собственное потребление возрастет. Или, наоборот, люди будут больше ходить в рестораны и меньше есть дома. Понятно, что экономика будет чувствовать себя лучше в условиях отсутствия таких ограничений», — рассказывает Пенкин.
Однако ниже цены точно не станут, убеждены эксперты. В экономике существует так называемый «эффект храповика», означающий, что если цена возросла и люди готовы покупать продукт по этой стоимости, то производитель не вернет цены на прежний уровень, даже если снизятся издержки. «Желание получить больше прибыли перевешивает, а аппетит производителей ограничен только количеством денег у населения», — говорит Бунич.
И все же эксперты считают, что решить проблему можно. Для этого государству необходимо создать систему мониторинга и опережающего гибкого реагирования на цены при постоянном контакте с производителями.
«Этот план давно лежит в правительстве, однако к нему так и не приступают. Ведь система — это непрерывный и налаженный процесс, состоящий из работы различных инструментов. Если ее создадут, то цены будут поддерживаться на приемлемом уровне — и для производителя, и для потребителя», — заключает Бунич.