Сергей Мальгавко/ТАСС
Сергей Мальгавко/ТАСС

Украина угрожает РФ вторжением в Крым. Есть ли у нее шансы?

Объясняем, почему Киев может забыть про полуостров, в 10, 100 и 500 словах

На фоне тактических успехов в Харьковской и Херсонской областях Украина все чаще позволяет себе рассуждения о вторжении в Крым. Большинство украинских спикеров прогнозируют «возвращение» полуострова в течение следующего года, а самые смелые мечтают, что ВСУ сделают это уже до конца декабря. Однако взгляд со стороны показывает, что Киев бежит впереди паровоза, а рассуждения о скором захвате Крыма не особо сходятся с реальностью. Объясняем, почему это так — кратко (10 слов), расширено (100 слов) и развернуто (500 слов).

Краткое объяснение: в 10 словах

Военная обстановка не позволяет атаковать Крым, Запад тоже против этого.

Расширенное объяснение: в 100 словах

Для наступления на Крым ВСУ необходимо нанести ВС РФ стратегическое поражение на юге Украины, создав плацдарм на левом берегу Днепра и отрезав российскую армию от снабжения.

Киев не выполнил ни одно из этих условий, признаков скорого изменения ситуации тоже нет. Погода ухудшила проходимость дорог, ограничив масштабные наступательные операции. В то же время ВС РФ продолжают усиливать группировку и укреплять оборону, лишая ВСУ численного преимущества.

Но даже если Украина добьется своего, Запад не даст ей зайти в Крым. США опасаются, что ради полуострова Россия готова применить ядерное оружие. Поэтому они предпочли бы оставить этот вопрос за скобками при любом исходе СВО.

Развернутое объяснение: в 500 словах

Захват Крыма потребует от ВСУ провести сложнейшую наступательную операции в Херсонской и Запорожской областях. На первом направлении им предстоит форсировать Днепр и создать устойчивый плацдарм на его левом берегу, который позволит начать продвижение в сторону полуострова.

В Запорожской области основной задачей украинцев должен стать марш-бросок на 120-130 км с выходом к Мариуполю или Бердянску. Таким образом, они рассекут контролируемую Россией территорию на две части и перережут сухопутный коридор из Таганрога в Крым, снабжающий южную группировку ВС РФ на Украине.

Однако каждое направление осложнено индивидуальными факторами. При переправе через Днепр в Херсонской области ВСУ рискуют натолкнуться на укрепленные позиции российской армии, что чревато для них катастрофическими потерями. А наступать в Запорожской области ВСУ, по-видимому, еще не готовы. Сейчас они подтягивают туда резервы из Херсонской области и ждут промерзания земли — осенняя распутица ограничивает маневрирование легких подвижных соединений, делая их легкой целью для российской артиллерии.

Примерная обстановка в зоне СВО
Примерная обстановка в зоне СВО

Ситуацию осложняет и другое. Несмотря на успехи в Харьковской и Херсонской областях, ВСУ не удалось разбить российскую армию или существенно ослабить ее. Напротив, ВС РФ смогли преодолеть осеннюю заминку: сейчас они выстраивают эшелонированную оборону на занятых рубежах и усиливают группировку за счет мобилизованных и добровольцев.

Таким образом, окно возможностей, которое украинцы имели в сентябре-октябре, постепенно закрывается. ВСУ лишаются своего главного преимущества — численного перевеса над ВС РФ. А вместе с этим у них остается все меньше шансов на новое успешное наступление.

Однако даже потенциальная стратегическая победа не поможет Украине в решении главного вопроса: как захватывать Крым? У ВСУ нет ресурсов для высадки десанта. Единственная альтернатива этому — вторжение на полуостров по узкому Перекопскому перешейку. Но даже западные СМИ признают, что лобовой удар рискует обернуться «кровавой баней, которая не нужна Украине». Заверения генералов ВСУ об «интересных тактиках» и «ассиметричных трюках» не особо меняют картину.

Еще один немаловажный вопрос: даст ли Запад Киеву добро на подобную операцию? Пока это выглядит маловероятным. Почти все известные формулы мира, которые озвучивали в США и Европе (включая идеи Генри Киссинджера и даже Илона Маска), предлагали Украине пойти на уступки по Крыму и Донбассу.

Многие эксперты тоже считают такой исход приемлемым. Они исходят из того, что ВСУ не хватит ресурсов для захвата Крыма, а любая попытка вернуться к границам 1991 года может спровоцировать ненужную эскалацию — вплоть до применения ядерного оружия.

«Кто захочет умирать за Киев? Или замерзать, пока Россия сокращает поток газа в Европу до тонкой струйки? Парадоксально, но слишком много позитивных подвижек [на фронте] усиливают тревогу за будущее. Победы Украины могут спровоцировать неограниченный ответный удар со стороны России, который она совершит без оглядки на цену», — считает политолог и колумнист журнала Time Джозеф Иоффе, отмечая что Крым «скорее всего потерян» для Украины.

Смешанные сигналы подают и официальные лица США. 9 ноября замглавы Пентагона Колин Кол заявил, что Украина должна сама решить вопрос с Крымом. Тем временем председатель комитета начальников штабов США Марк Милли считает вероятность захвата полуострова невеликой. Вашингтон отказывается усиливать ВСУ дальнобойными ракетами. А в кулуарах американские чиновники вовсю зондирует почву для переговоров — о чем уже говорит даже президент США Джо Байден.

Таким образом, сколько бы Киев не планировал возвращение Крыма, политические и военные реалии говорят о том, что ему придется забыть про полуостров раз и навсегда.

━━━━━

Виталий Рюмшин