Россия прошла январь с рекордным дефицитом бюджета. Насколько это опасно?
По предварительной оценке Минфина, дефицит бюджета РФ в январе составил 1,77 трлн руб. Таких показателей в первый месяц года не было с 1998-го. Январский дефицит бюджета превышает 50% от годового. На первый месяц 2023-го пришлась десятая часть всех запланированных годовых расходов. В Минфине утверждают, что ожидали подобных результатов. Однако аналитики предупреждают: если тенденция продолжится, дефицит годового бюджета страны может вырасти вдвое. Разбираемся, из-за чего Россия получила рекордный дефицит в январе, чем это грозит стране и что может изменить положение к лучшему.
Почему это произошло?
Доходы российского бюджета в январе составили 1,35 трлн руб. Это на 35% меньше показателей прошлого года, когда бюджет заработал свыше 2 трлн руб. В первый месяц 2023-го просели как нефтегазовые (-46,4% к январю 2022-го), так и ненефтегазовые (-28,1%) доходы РФ. Потери от продажи энергоресурсов были ожидаемыми. Из-за эмбарго ЕС на российскую нефть отечественная марка Urals стала продаваться с повышенным дисконтом. С 15 декабря по 14 января в среднем она стоила дешевле $50 за баррель — на 40% меньше, чем эталонная Brent. В итоге за январь 2023-го Россия заработала 426 млрд руб. против 795 млрд руб. годом ранее.
Ненефтегазовые доходы включают в себя в первую очередь налоговые поступления и приносят бюджету больше денег. При этом в январе 2023 года Россия заработала на них 931 млрд руб. — на 363 млрд руб. меньше, чем в 2022-м. Снижение налоговых поступлений Минфин объясняет бюрократическими процедурами. Дело в том, что в январе власти отправляли бизнесу вычеты из НДС по ускоренной процедуре. Из-за этого доходы от налога снизились на 44,4% год к году.
По схожей причине сократились поступления от налога на прибыль компаний. Именно в январе бизнесу возмещали переплаты по этому налогу. Из-за этого бюджет не только не заработал от налога на прибыль, а даже потерял на нем 72 млрд руб.
Тем временем расходы России в январе 2023 года заметно выросли. За месяц бюджет потратил 3,11 трлн руб. Это больше десятой части всех запланированных на 2023-й год расходов. По сравнению с январем 2022-го бюджетные траты выросли на 1,15 трлн руб. или на 59%. Минфин объясняет, что в январе власти заключали контракты на ближайший год и оплачивали некоторые из них авансом. На госзакупки в первый месяц 2023-го пришлось 1,3 трлн руб., хотя в 2022-м на них потратили только 249 млрд руб. Расходы на госзакупки в январе увеличились на 1,05 трлн руб. год к году — почти на ту же сумму выросла общая сумма расходов.
Насколько это опасно?
В Минфине утверждают, что январские показатели вписываются в планы властей. Бюджет на 2023 год и так сверстан с дефицитом в 2,9 трлн руб., поэтому неудивительно, что страна тратит больше, чем зарабатывает. Опасения вызывает объем расходов и размер январского дефицита. Он составил больше половины заложенного в бюджет дефицита за целый год.
Продолжать тратить деньги в таких объемах для России было бы опасно. Иначе страна рискует нарастить расходы до 32-33 трлн руб. и выйти за пределы установленного дефицита в 2,9 трлн руб. Увеличение трат может вызвать еще больше проблем, если ситуация с нефтегазовыми доходами не улучшится. В таком случае Россия заработает на энергоресурсах на 2 трлн руб. меньше, чем заложено в бюджет, считают аналитики. Тогда дефицит может составить целых 7 трлн руб. Чтобы финансировать его, властям приходится расходовать ограниченные средства из ФНБ.
Правда, за первый месяц года Минфин продал из Фонда юаней и золота только на 38,5 млрд руб. Эта сумма несопоставимо ниже уровня дефицита. Причем за январь объем фонда не только не сократился, а даже вырос с 10,4 трлн руб. до 10,8 трлн руб. Ликвидные активы ФНБ составили 6,3 трлн руб. — вдвое больше заявленного дефицита в 2023 году и в 3,7 раз больше январского дефицита.
По-видимому, власти держат ситуацию под контролем. Январские потери все еще можно компенсировать хорошими результатами в следующих месяцах. Однако в худшем сценарии ликвидная часть ФНБ может истощиться уже к концу 2023-го, хотя, по плану, его должно хватить и на следующие два дефицитных года.
Что может улучшить ситуацию?
Баланс российского бюджета в 2023 году будет во многом зависеть от цен на нефть. Если они все-таки пойдут вверх, РФ сможет покрыть растущие расходы с помощью нефтяной сверхприбыли. Аналитики уже сейчас видят предпосылки к этому. С одной стороны, стоимость нефти разгоняет снижение предложения. Из-за эмбарго против РФ на рынке становится меньше нефти, поэтому цена на нее возрастает. Спрос на нефть в 2023 может, наоборот, увеличиться. Этому поспособствует восстановление китайской промышленности после локдаунов.
С другой стороны, дисконт Urals к Brent, вероятно, будет сокращаться. Экспортеры все лучше налаживают логистику, поэтому их издержки становятся меньше. Но этот фактор более противоречивый. Дружественные страны вроде Индии и Китая требуют скидок, потому что альтернативных покупателей у России практически не осталось.
Повышением нефтегазовых доходов занимаются и власти РФ. По данным «Коммерсанта», сейчас обсуждается перепривязка налогов нефтяников к стоимости Brent, а не Urals. Участники рынка и правительство признают, что котировка российской марки — не универсальный показатель, поэтому рассчитывать по ней нефтяные налоги может быть несправедливо. В теории, если сборы с экспортеров привяжут к стоимости Brent, это снизит зависимость бюджета от дисконта Urals и повысит его доходы. Однако случится это в будущем или нет — вопрос открытый.
Что касается ежемесячных расходов, то скорее всего к показателям января они не вернутся. Судя по всему, аномальный рост январских расходов почти целиком обеспечен авансовыми госзакупками. Это значит, что в будущем на них придется тратить меньше, ведь контракты на целый триллион рублей уже оплачены. Расходы последующих месяцев станут ниже, и это поможет компенсировать январское «расточительство».
━━━━━
Степан Липатов