Мужчина — охотник, женщина — хозяйка дома. Что не так с традиционными гендерными ролями?
На одном из патриотических уроков «Разговоры о важном» приглашенный актер Иван Охлобыстин рассказал об отношениях между мужчиной и женщиной в семье. Он объяснил школьникам, что мужчина — «охотник», поэтому он «хозяин внешнего мира», а женщина — «хозяйка дома» и должна «обустраивать свой мир так, чтобы ей было удобно готовить и детей воспитывать». В сети не все согласились со словами актера. Мы решили разобраться, что говорят по этому поводу гендерные исследования и как традиционные роли связаны с неравенством полов.
Что определяет гендерную роль?
Раньше считалось, что социальную сущность человека определяет его пол. После рождения мальчиков и девочек воспитывают по-разному: первых учат быть сильными, стойкими и смелыми, а вторых — красивыми, заботливыми и хозяйственными.
Когда дети вырастают, то должны занять свои традиционные роли в семье. Девочки будут оберегать домашний очаг и заботиться о детях, а мужчины будут зарабатывать и защищать свой дом. На протяжении всей жизни разные социальные институты (семья, детский сад, школа, секции, университет, работа) лишь подкрепляют эти ожидания. Так образуется надстройка над биологическим полом, которую социологи называют гендером.
Это означает, что «гендерные надстройки» и вытекающие из них отношения между людьми социально сконструированы, а не биологически заданы»
В 1950-1960 годах ученые поняли, что социальные нормы не обусловлены физиологией. Это дало толчок к появлению гендерных исследований и формулированию идей социального конструктивизма. Его смысл состоит в том, что поведение человека и гендерная роль напрямую зависят от того, каким сознанием он обладает и какие нормы выбирает. Это означает, что «гендерные надстройки» (социальные и культурные характеристики) и вытекающие из них отношения между людьми социально сконструированы, а не биологически заданы.
Как менялись гендерные роли в российской семье?
Изменение гендерных ролей в России началось еще в начале XX века, когда женщины, как и в других развитых странах, массово вышли на работу. В связи с этим женщинам пришлось научиться балансировать между рабочими и семейными обязанностями. Отношения в семье по большей части стало регулировать государство.
После революции 1917 года большевики пошли навстречу прогрессу и подарили женщинам равные с мужчинами политические, трудовые и социальные права. Брак десакрализовали, превратив семью из церковного союза в сожительство двух экономически независимых граждан, объединенных любовью, товариществом и родительскими обязанностями.
Материнство объявили гражданским долгом. По задумке властей новая женщина должна была не только рожать, но и воспитывать советского человека — члена коллектива, строящего коммунизм. Повышению репродуктивности способствовали отсутствие контрацептивной индустрии и профессионального сексуального образования, а также все чаще звучащие тезисы о материнских инстинктах и материнском счастье. Считалось, что отцы тоже должны помогать семье, но в основном это сводилось только к экономическому участию.
Из-за огромных человеческих потерь в Великой Отечественной войне возрастает символическая ценность мужчин, а на смену прежнему укладу приходит новая расширенная семья, живущая под наблюдением соседей в коммунальном сообществе все с теми же традиционными ролями. После массового жилищного строительства в 1950-1960 семья снова становится автономной и более свободной.
С развитием сферы услуг, индустриализацией быта и механизацией домашнего хозяйства институт семьи начинает стремиться к равноправию и гармоничному распределению обязанностей между супругами. Однако советская система построения семьи, поощряемая уже современной российской властью, все еще остается актуальной для множества российских домохозяйств. 71% россиян считает, что традиционные гендерные роли лучше всего подходят для общества.
Что не так с традиционными гендерными ролями?
Так как традиционные гендерные роли по умолчанию закреплены за мужчинами и женщинами, любое отхождение от ожидаемого поведения не одобряется обществом и даже провоцирует наложение санкций. К примеру, отцов, которые уходят в отпуск по уходу за ребенком, могут уволить, а девушек детородного возраста с меньшей охотой принимают на работу.
Бинарная гендерная система приводит к появлению гендерного неравенства — дискриминации по принадлежности к определенному полу. Согласно исследованиям, больше по этому признаку ущемляют женщин. Еще в школе девочки сталкиваются с первыми проявлениями гендерной несправедливости. Так, в бедных семьях на учебу скорее отправляют мальчиков, нежели девочек, считая первых более выгодной инвестицией.
В итоге каждая четвертая девочка в возрасте от 15 до 19 лет не учится и не работает (по сравнению с каждым десятым мальчиком). Гендерное неравенство также нередко оборачивается насилием. Сотни миллионов девочек по всему миру по-прежнему принуждают вступать в брак и отправляют на калечащие операции на женских половых органах.
Проблемы не минуют женский пол и во взрослой жизни. По данным ООН, женщины в среднем зарабатывают на 24% меньше мужчин (в России на 28%). Если уровень мужской занятости в Европе составляет 56%, то женской — 40%. Женщин реже берут на должности, связанные с физическим трудом или с управлением большим количеством людей. Кроме того, девушки регулярно сталкиваются с проявлениями патриархата, напрямую вытекающего из гендерного неравенства: кэтколлингом, сталкингом, стигматизацией своего тела (от грудного вскармливания до менструации) и другими формами домашнего и уличного насилия.
И это не говоря о неоплачиваемой домашней работе, за которую тоже отвечают женщины. Она включает покупку продуктов, готовку, уборку, уход за детьми и множество других «невидимых обязанностей». По статистике, россиянки тратят втрое больше времени на работу по дому, чем мужчины. В годовом выражении это равнозначно 201 рабочему дню (при восьмичасовом графике) у женщин и 63 рабочим дням у мужчин.
При этом мужчины тоже страдают от продиктованных обществом гендерных норм. Социальные представления о мужественности в ряде стран приводят к детскому труду, групповому насилию, уходу из школы и вербовке в вооруженные группы. Также одобряемыми моделями поведения становятся мачизм и токсичная маскулинность.
По статистике, россиянки тратят втрое больше времени на работу по дому, чем мужчины
Как общество с укором смотрит на женщин, выбирающих карьеру вместо построения семьи, так и на мужчин, оставшихся без работы либо по своей воле занимающихся домашними делами. Однако не все мужчины хотят стать успешными и покорять вершины. Кто-то может видеть счастье в приготовлении кофе, продаже виниловых пластинок и посещении спортивной секции вместе с ребенком. Но за такой выбор мужчины рискуют оказаться в общественном бане.
Что делать?
Гендерное равенство — пятая цель устойчивого развития, принятая ООН. Каждое общество проходит свой путь по преодолению гендерного неравенства. Кандидат социологических наук Екатерина Бороздина говорит, что обществу теперь нужны не только равные права, а действия, учитывающие гендерные различия. Например, нужно выделять квоты для женщин в законодательных органах или стимулировать, как в Швеции, отцов брать отпуск по уходу за ребенком.
С этим согласна ведущий научный сотрудник института социологии РАН Жанна Чернова. По мнению эксперта, государству нужно контролировать гендерную дискриминацию в разных сферах с помощью компетентных органов и стимулировать (в том числе экономически) равное распределение семейных обязанностей. В свою очередь, общество должно искоренять стереотипы о традиционных гендерных ролях путем общественных дискуссий и через СМИ.
Чтобы устранить гендерное неравенство, нужно снять с женщины бремя семейных обязанностей. В этом поможет развитие социальных сервисов по присмотру и уходу за детьми, доставки готовой еды и прачечных. Другой выход — грамотное распределение домашних обязанностей: не по полу, а по реальным умениям. К примеру, партнерша терпеть не может мыть посуду, зато с удовольствием гладит одежду, в то время как партнер спокойно занимается кухней, но до сих на «вы» с утюгом. В таком случае можно перетасовать зоны ответственности, но обязательно равномерно.
Чтобы устранить гендерное неравенство, нужно снять с женщины бремя семейных обязанностей
Если же мужчины наравне с женщинами включатся в воспитание детей, девушки почувствуют поддержку и будут позитивнее смотреть на создание семьи. По мнению американской исследовательницы Нэнси Фрейзер, гендерная революция завершится, когда мужчины, как и большинство женщин сегодня, будут не только зарабатывать деньги, но и заботиться о семье одновременно.