Выход «генерала Мороза»: как зима повлияет на СВО?
С первыми снегами Украина начала попадать под власть зимы, а значит спецоперация вступает в новый период. Стороны готовятся к заморозке боевых действий и переходу к длительной борьбе на истощение. А вот международный фронт может, наоборот, прийти в движение. Разбираемся, как холода повлияют на СВО и почему грядущая зима может быть решающей в противостоянии России с Западом и Украиной.
«Замороженный» фронт
Первым делом приход зимы повлияет на ситуацию в зоне СВО, где в ближайшие месяцы ожидается затишье.
После отхода ВС РФ из части Херсонской области боевые действия и правда стали менее интенсивными. Сейчас они свелись к локальным столкновениям под Угледаром и Бахмутом (Артемовском). Проводить же более масштабные наступательные операции обеим сторонам мешает ноябрьская распутица.
С наступлением холодов делать это станет еще тяжелее. В зимних условиях мобильность подвижных частей будут ограничивать глубокие сугробы и наледь, они же затруднят снабжение, войскам потребуется больше горючего для обогрева, а риски отказа оружия и техники возрастут в разы.
К зимней паузе ВСУ и ВС РФ подталкивает и необходимость перегруппировки войск. В ходе осенней кампании украинская армия смогла добиться успехов в Харьковской и Херсонской областях, но расплатилась за это большими потерями. Российская группировка стабилизировала линию фронта на выгодных рубежах, но все еще ожидает подкреплений мобилизованных. По оценкам экспертов, большая их часть проходит обучение и пополнит потрепанные в боях соединения только в декабре.
Таким образом, зима даст обеим сторонам передышку. На Западе считают, что она может затянуться на шесть месяцев — за это время ВС РФ и ВСУ должны накопить потенциал для продолжения активных боевых действий. Вероятно, их возобновления можно ждать в конце весны — начале лета 2023 года.
Внимание на инфраструктуре
По мере «заморозки» фронтов все большее значение будут приобретать удары по критической инфраструктуре Украины, которые ВС РФ начали систематически наносить с середины октября.
Для поражения объектов российская армия использует ракетные атаки, поддерживаемые роями беспилотников-камикадзе «Герань-2» (Shahed-136) — они также начали массово появляться у нее осенью. На самой линии соприкосновения ВС РФ используют дроны «Ланцет» и «Куб» для поражения прифронтовой инфраструктуры.
Пока ставка на «бесконтактный бой» оправдывала себя — за месяц российской армии удалось нанести значительный урон энергосистеме Украины. 1 ноября власти страны говорили о повреждении 30-40% ее объектов. К 18 ноября оценки разрушений выросли до 50%. А уже 22 ноября глава «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий подчеркнул, что на Украине почти не осталось целых ТЭС, ГЭС и узловых подстанций.
Для стабилизации энергосистемы по всей Украине начались веерные отключения электричества, которые сопровождаются перебоями с водоснабжением, связью и транспортом. Для ВСУ наиболее критичной проблемой могут стать задержки поездов — ведь именно от них зависит снабжение группировок войск на фронте.
С наступлением холодов энергетические проблемы Украины рискуют обостриться. Вероятно, это поспособствует росту социальной напряженности, но в меньшей степени повлияет на боеспособность ВСУ. Как бы то ни было, здесь западные союзники мало чем могут помочь Киеву: 22 ноября в ЕС признались, что из-за дефицита нужного оборудования Европа уже исчерпывает возможности для поддержки энергосистемы Украины.
Зимняя усталость
Тем временем международный фронт застыл в ожидании перемен. До сих пор Запад снабжал Украину деньгами и оружием — позицию стран НАТО и их союзников, казалось, не могли поколебать ни энергокризис, ни скандалы с контрабандой западного оборудования. Но наслаивающиеся друг на друга проблемы все же заронили семена сомнения в головы западных политиков — и с приближением зимы они начали давать всходы.
Уменьшение поддержки проявляется в феномене, который западные СМИ называют «усталостью от Украины» — чем дольше тянется изматывающее противостояние с Россией, тем больше Запад задумывается об его экономических издержках и тем меньше у него остается желания продолжать конфликт.
В ноябре эта «усталость» начала приобретать явные черты. Италия прекратила военную помощь Киеву, по Германии прокатились антивоенные протесты, а американцы стали зондировать почву для мирных переговоров и предложили России и Украине использовать зимнюю паузу для поиска компромисса.
Обозреватель австралийской газеты The Sydney Morning Herald Джордж Брэндис отмечает, что решимость воевать с Россией до конца остается только у Польши, Прибалтики и Великобритании. Континентальная Европа в лице Франции, Германии и Италии страдает от конфликта больше всего и плохо представляет, зачем он вообще ей нужен. А США предстоит иметь дело с ростом изоляционистских настроений после победы республиканцев на выборах в нижнюю палату Конгресса.
«Что это значит для Украины? В ближайшей перспективе некоторые европейские лидеры будут давить на Зеленского, чтобы он запросил мир, — заключает Брэндис. — По другую сторону Атлантики публику уже начинает утомлять война. В долгосрочной перспективе есть существенная вероятность того, что там появится изоляционистская республиканская администрация, которая будет настроена к Украине не благожелательно».
━━━━━
Виталий Рюмшин