Метание как творческий метод: почему Егор Крид — идеальный поп-артист, но все еще не рэпер
Последний месяц редакция «Постньюс» находилась в смятении: сначала Егор Крид сменил привычный никнейм на Егор Сплит в рамках рекламной интеграции, а позднее выпустил рэп-альбом, куда позвал в качестве гостей самых свежих представителей новой волны — от Платины до Kai Angel и 9mice. Мы долго думали, в каком ключе рассказать о метаморфозах Егора: сосредоточиться на визионерских маркетинговых решениях его команды или же подробно разобрать новый релиз (тем более, что предыдущий лонгплей у Крида выходил аж три года назад).
Взвесив все «за» и «боже, конечно, давайте обсудим релиз Егора», мы решили взять более широкий заход — вспомнить карьерный путь самого коммерческого российского рэпера и понять, почему ему вообще так интересен этот жанр (ведь и в поп-музыке все тоже неплохо). Это деконструкция Pussy Boy, погнали.
Кто такой Егор Крид и почему он так хочет быть рэпером?
Дабы не растекаться мыслью по древу, мы попробуем сжать первую пятилетку Крида в шоу-бизнесе до нескольких абзацев — этого вполне достаточно, чтобы погрузиться в эпоху задумчивых заметок во «ВКонтакте», отсутствия музыкальных стримингов и снепбеков поверх андеркат-стрижек. А началось все в 2010-х, когда юный миловидный Егор записал трек «Любовь в сети» — там про эфемерность взаимоотношений и тинейджерское легкомыслие. Затем было переосмысление трека Тимати «Не сходи с ума», где авторский нигилизм Крида сменился утонченной лирикой Ирины Дубцовой (именно она написала эту песню). И как раз в этом регистре Крид оказался куда более органичным — без лишней агрессии и подъездного саунда, зато с ехидной улыбкой и R&B-эстетикой.
Попав на лейбл Black Star (Тимур Ильдарович реверанс оценил), одухотворенный Крид забуксовал — несколько лет без хитов и ряд неудачных коллабораций, зато в 2014-м наконец бэнгер. «Самая-самая» стала визитной карточкой артиста и песней, которая звучала в торговых центрах, кафе, клубах, на детских утренниках, городских мероприятиях, выпускных — вероятно, трек не слушали только на поминках (забавный факт: даже автор этого материала однажды присутствовал на живом исполнении «Самой-самой» на одном из корпоративов середины прошлой декады). Постепенно Егор стал хедлайнером «Черной звезды», сумевшим закрепить свой успех еще рядом коммерческих композиций. За это, по-видимому, прилетел карт-бланш от руководства.
Доподлинно неизвестно, кто был бенефициаром кратковременной смены вектора, но в 2017-м Крид, все еще находившийся под крылом BS, выпустил альбом «Что они знают». Получился он ультимативно попсовым, зато главным треком и одноименным синглом был выбран «Что они знают» — в нем Крид технично менял флоу, хлестко отвечал хейтерам и вообще звучал удивительно контркультурно для аудиовизуально пластмассового лейбла (ну и да — тогда мы наконец узнали, кто любимый рэпер наших малышек!) К сожалению, чтобы верифицироваться в хип-хопе одной вылазки не хватило — так мы получили совместку с ЛСП и Федуком (название трека напоминать не будем — из головы не выкинете). От канона тоже далеко, но правильные контакты в записной книжке появились.
Можно ли определить, в каком жанре работает Крид?
Следующие несколько лет Егор Крид выглядел как отличник, который перестал делать домашнее задание и внезапно начал курить не в затяг — разорвав отношения с лейблом (по слухам, выкупить контракт ему помог Борис Ротенберг), он также сбросил оковы, мешавшие ему реализовывать творческие амбиции. Артист открыто выражал симпатию рэперам новой школы, ходил на откровенные интервью, пил пиво в кадре (при Black Star представить такое было невозможно) и заводил бромансы с комиками. Настоящая эскалация рэп-индустрии началась на рубеже десятилетий — так, Крид залетел на онлайн-баттл Hip-hop.ru, где удивил всех рядом вполне симпатичных дисс-треков. Впрочем, если фастфлоу Егора мы слышали пару раз и ранее, то едкие панчи казались инородными в его творчестве. А потому их приписывали якобы гострайтеру Крида — Rickey F.
В том же 2019 году Крид выпустил «Грустную песню» с Thrill Pill и опальным Morgenshtern (признан в РФ иноагентом), а в 2021-м залетел к тогдашним звездам ньюскула OG Buda, Soda Luv и Mayot на «Сайфер». Примечательно, что последнее сотрудничество и стало билетом в лигу хип-хопа — получив пресловутый кридабилити среди фрешменов и их поклонников, Крид все же решился на лонгплей Pussy Boy. В нем Егор сработал как великий компилятор — проще говоря, взял все, что в те годы хорошо работало: минималистик трэп, дрилл, детройт, зарождавшийся рейдж. Вышло забавное (вспоминаем трек «Дед роет»), но чертовски вторичное попурри — во много потому, что Егор использовал чужой инструментарий, почти не вкладывая в результат собственную айдентику.
В то время музыкальные издания были снисходительны к Егору — проба пера как никак (ведь до этого он не делал полноценных рэп-альбомов). И вот на этом этапе Криду следовало бы определиться, кто он: поп-звезда, рэпер, инфлюенсер, может, и вовсе рокер? Вы не ослышались, Крид и в сторону поп-панка заглядывался — еще в 2019-м он делал что-то в духе «Френдзоны» (Love is), а уже после выхода Pussy Boy дропал «Девочка не плачь». К слову, визуально Егор тоже менялся не раз — в свою как бы панковскую эру он умудрялся выглядеть и звучать как Machine Gun Kelly. При этом Егор не забывал и про непритязательную аудиторию, которой его подмигивания в сторону трендов неинтересны — отсюда исключительно эстрадные композиции с тем же Михаилом Шуфутинским или приторные коллабы с HammAli & Navai.
Почему многие недолюбливают Егора Крида?
Разобраться в резюме Егора в период с 2022 по 2024 года так же сложно, как и понять, кто же он на самом деле. Поэтому мы выделили основной принцип его творческого подхода: прежде всего Крид, в отличие от других опытных коллег, всегда держит руку на пульсе и не гнушается сотрудничать с теми, кто только ворвался в высший рэп-дивизион. Просто взгляните на список фитов, начиная с альбома Pussy Boy и заканчивая свежим «Меньше чем три» (авторская пунктуация сохранена — прим. ред.): OG Buda, Mayot, Soda Luv, Toxi$, Платина, Voskresenskii, LOVV66, Kai Angel и 9mice. По большому счету, нет ничего предосудительного в том, чтобы обращаться за помощью к коллегам и совершать бесконечную кросс-рекламу, обмениваясь аудиторией, — так делают все. Ключевая проблема заключается в том, что приглашенные музыканты создают тренды и толкают индустрию. Егор, в свою очередь, отнюдь не скромно к этому процессу приобщается.
Если пробежаться по главным рэп-идолам страны — отсчитывая от условного 2017-го, по которому принято скучать, — несложно понять, кто и почему взобрался на мейнистримный олимп. Скриптонит выпустил ряд монументальных пластинок без оглядки на западный звук; YungRussia создали отдельный культ, а их лидеры — Boulevard Depo и Pharaoh — внесли ряд корректировок в понятие «стиль»; Хаски справедливо удостоился сравнений с Есениным, выстраивая нарратив вокруг простого человека, погружающегося в русскую хтонь. Следующее поколение оказалось более формалистским, но не менее решительным и авангардным — не забывайте про главного саунд-архитектора своего времени Saluki и множество раз упомянутых парней из Melon music.
На их фоне Егор Крид — абсолютный industry plant, то ли не умеющий, то ли искренне не желающий создавать что-то новое. Это не умаляет его достижений в виде блестящих показателей на стриминговых площадках, большого онлайна на Twitch и действительно ярких маркетинговых решений (в России никнейм, кажется, никто за деньги не менял). Однако в сухом остатке мы имеем идеальную поп-звезду — артиста любого формата, который в нужный момент и на телеке выступит, и к блогерам на шоу сходит, и с фрешменами пофоткается. Тем забавнее, что Егор Крид (при наличии магического навыка быть везде и звучать отовсюду), перестав делать модный рэп, наверное, никого не расстроит. Преданные фанаты будут слушать Егора, даже если он сделает металкор, а равнодушные воздержатся в любом случае — как, вероятно, они сделали и с новым релизом.