AP/ТАСС
AP/ТАСС

Стук со дна: какие политические события 2022 года могут сделать 2023-й еще хуже

2022 год заложил основу для множества локальных и глобальных конфликтов. С таким багажом следующий год может стать еще «интереснее»

Декабрь — лучший месяц для того, чтобы подвести политические итоги уходящего года и сделать прогнозы на год грядущий. Сейчас этим занимаются абсолютно все. Эксперты ЭИСИ вспомнили самые важные события 2022-го. Saxo Bank представил традиционные «шокирующие прогнозы». А Дмитрий Медведев сделал и то, и другое. PostNews тоже решил не оставаться в стороне: весь год мы тщательно анализировали главные международные тренды и теперь готовы представить собственный прогноз на будущее. Думали, что 2022-й был ужасным? Тогда запасайтесь поп-корном — рассказываем о пяти ключевых политических событиях этого года, которые могут сделать следующий еще хуже.

1. Украинский кризис

Спецоперация ВС РФ на Украине стала, без сомнения, главным политическим событием 2022 года. Оно вернуло в обиход уже подзабытые всеми понятия и запустило множество процессов, которые потрясли основы существующего миропорядка.

Затягивание украинского кризиса будет и дальше нервировать всех международных игроков. Для России отсутствие подвижек в сторону деэскалации будет чревато ростом нестабильности на границах. США и ЕС рискуют столкнуться с ростом внутреннего недовольства из-за бесконтрольного финансирования Киева, санкций и нового витка энергокризиса. А судьба беднейших стран будет зависеть от судьбы зерновой сделки, которая висит на волоске.

При самом неблагоприятном развитии событий конфликт вокруг Украины начнет втягивать в себя еще больше игроков и будет сопровождаться нагнетанием ядерной угрозы. А это чревато непоправимыми последствиями уже для всего мира.

2. Противостояние США и Китая

Еще одним откровением года стал назревающий конфликт между США и Китаем. То, что два мировых гиганта готовятся к противостоянию, стало ясно еще после торговых войн 2018-го. Но только 2022 год показал, что стоит на кону.

Летом Вашингтон и Пекин оказались на грани войны из-за провокационного визита Нэнси Пелоси на Тайвань. А после этого Китай дал старт серии масштабных военных учений вокруг острова. Казалось, что ноябрьская встреча Джо Байдена и Си Цзиньпина немного снизила накал страстей. Однако в действительности напряжение и не думает стихать: напротив, оно пошло вверх после того, как США приняли оборонный бюджет с увеличенной помощью Тайбэю.

Американские власти считают, что потенциальное вторжение Китая на Тайвань может произойти только к 2027 году. Однако разрыв между Вашингтоном и Пекином дорого обойдется миру и без военных действий. Уже ясно, что первой его жертвой станет сфера высоких технологий. В прошлый раз антитайваньские санкции Китая чуть не сорвали выпуск iPhone 14. И, вероятно, в следующий раз мы уже так легко не отделаемся.

3. Обострение ситуации в Косово

2022-й в очередной раз показал, что даже спустя столетие Балканы остаются «пороховым погребом Европы». В августе и декабре отношения между Сербией и Косово дошли до опасных кризисов, которые чуть не довели их до вооруженного столкновения.

В центре спора оказалось северное Косово — сербский регион, который входит в состав непризнанной республики и отказывается подчиняться ее властям. Причиной напряжения стали планы Приштины запретить въезд в Косово машинам с сербскими номерами. Инициатива спровоцировала массовые протесты сербского населения. Косовские власти пригрозили подавить их, а Белград приготовился вводить в регион войска.

Запад пытается мирно урегулировать конфликт. Но без решения вопроса принадлежности северного Косова у него получается лишь оттягивать эскалацию, которая кажется почти неизбежной. Столкновение Сербии и Косово рискует втянуть в Россию в еще один конфликт, где ей снова будет противостоять Запад. Такое развитие событий окончательно похоронит надежды на разрядку в 2023 году.

4. Политическая нестабильность на Западе

Весь год США и ЕС отчаянно демонстрировали миру евроатлантическую солидарность перед лицом «авторитарных угроз». На какой-то момент Западу действительно удалось добиться консолидации, но уже вскоре стало ясно, что долго она не продлится.

Трещины в западном единстве идут по двум направлениям. Между ЕС и США намечается разлад из-за энергокризиса и вытекающих из него торговых споров. Да и на внутреннем фронте у них не все в порядке. Промежуточные выборы в Америке показали, что нация по-прежнему разделена на два противоборствующих полюса. А экономические неурядицы в ЕС вызвали там «премьеропад» и спровоцировали новый виток роста ультраправых настроений.

К концу 2022 года Америка и Европа еще не достигли дна и, по-видимому, тренд на рост политических проблем на Западе продолжится в 2023-м. Конечно, дело вряд ли дойдет до развала США и ЕС. Но по мере углубления кризиса финансовые рынки будет лихорадить сильнее, а эрозия системообразующего звена сделает мир еще более неуправляемым и опасным местом.

5. Гонка вооружений

На фоне многочисленных конфликтов и кризисов незамеченной осталась куда более тревожная тенденция — начало новой гонки вооружений. Милитаризация мировой экономики шла полным ходом и до событий уходящего года, однако всплеск геополитической напряженности дал этому процессу новый импульс.

Сейчас военные расходы увеличивают почти все ведущие игроки. Россия наращивает военное производство для продолжения СВО. Германия запускает самую масштабную со времен Второй мировой программу перевооружения. США пытаются раскачать ВПК для противостояния РФ и Китаю. Пекин продолжает военную реформу и не скрывает намерений применить армию по прямому назначению. В отместку Австралия и Япония наращивают собственные военные траты. А с развалом ядерной сделки перед Ираном наконец открылся путь к обретению ядерного оружия.

Разрастание гонки вооружений рискует окончательно разрушить глобализованный мир образца 2000-х гг. и вернуть его в период холодной войны с противостоянием великих держав. Каким будет дивный новый мир, пока неясно. Но можно сказать одно: военные столкновения, разрушение привычных цепочек производства и нестабильность будут его неотъемлемой частью.

━━━━━

Виталий Рюмшин