AP/ТАСС
AP/ТАСС

Два года назад в США началось президентство Джо Байдена. Подводим его промежуточные итоги

У Байдена получилось выправить экономику. А вот на внешне- и внутриполитическом фронте ситуация стала только хуже

20 января 2021 года Джо Байден вступил в должность президента США. Политик пришел в Белый дом под лозунгом возвращения Америки к «нормальности» — он обещал побороть экономический спад, вернуть США лидерство на международной арене и преодолеть внутриполитический раскол времен Трампа. Но пока результаты его президентства выглядят, мягко говоря, неоднозначными. Разбираемся, что пошло не так и что у Байдена все-таки получилось.

Инфляция замедлилась, но риск рецессии никуда не делся

Когда Байден пришел к власти, экономика США находилась не в самом лучшем положении. На нее давили пандемия коронавируса, перегруженная из-за локдаунов международная логистика, внутренняя нестабильность и другие проблемы.

Настоящим бичом Белого дома стала инфляция, которая начала быстро расти уже в первые месяцы его президентства. Причем отчасти этому способствовал сам Байден, заложивший под экономику скрытую бомбу в виде законов о «зеленой» энергетике, которые затруднили жизнь нефтяным компаниям и спровоцировали ползучий рост цен на топливо.

Ситуация не менялась вплоть до февраля 2022 года: когда США и их союзники ввели против России драконовские санкции, все заложенные мины рванули, и американской экономике стало еще хуже. На пике кризиса инфляция в Штатах достигала 9%, стоимость топлива перевалила отметку в $5 за галлон, а страна опасно приблизилась к рецессии.

В борьбе с проблемами Байдену пришлось срочно распечатывать стратегический резерв нефти, принимать дорогостоящие антиинфляционные законы, ругаться с нефтяниками, европейцами и саудитами и резко поднимать ставку ФРС.

Игра, кажется, стоила свеч — благодаря принятым мерам ситуацию удалось стабилизировать. Но до возвращения к нормальному состоянию США еще далеко — инфляция по-прежнему остается относительно высокой (6,5%), цены на бензин упали до $3,2 за галлон, но затем снова вернулись к росту. Экономисты тоже не питают иллюзий и прогнозируют, что в текущем году экономика США перейдет к спаду с вероятностью в 61%.

Для американской дипломатии наступили тяжелые времена

Во время избирательной кампании 2020 года Байден позиционировал себя как кандидат с самым большим внешнеполитическим опытом. Но на поверку его команда показала неспособность решать комплексные международные задачи. Например, вывод войск из Афганистана обернулся для США настоящей катастрофой, а обещание возродить ядерную сделку с Ираном окончательно похоронило надежды договориться.

Другие неудачи стали результатом попытки Байдена вернуть в американскую политику логику холодной войны с противостоянием демократий и автократий. Идеологическое деление мира помогло ему прочертить линию между «хорошими» и «плохими» странами и объяснить, почему с «плохими» не нужно вести диалог. Но это же окончательно лишило американскую дипломатию гибкости, что привело к печальным последствиям.

США заняли бескомпромиссную позицию в диалоге по безопасности с Россией. Но отказ идти даже на мало-мальские уступки спровоцировал тяжелейший военно-политический кризис в Европе. Давление на Китай привело к военной тревоге вокруг Тайваня, и теперь Америка стоит перед угрозой геополитической борьбы на два фронта.

В это же время попытка насильно экспортировать дискурс «крестового похода против авторитаризма» рассердила незападных друзей Штатов, вроде Индии, Турции и Саудовской Аравии. Таким образом, США рискуют потерять ключевых союзников в новом глобальном противостоянии.

Конечно, Байден добился продления СНВ-3, вернул Америку в ВОЗ и Парижское соглашение по климату. Но это меркнет на фоне всего остального — за два года он поставил США в крайне уязвимое положение, растерял союзников и сделал мир куда нестабильнее и опаснее, чем при Трампе.

«Проблема-2024» стала только острее

В 2021-м Байден пообещал вернуть стране «нормальность» и «залечить раны», нанесенные ей правлением Дональда Трампа. Но предварительные результаты «лечебной процедуры» неутешительны.

С одной стороны, влияние Трампа действительно ослабло. На промежуточных выборах ярые «затрамповцы» проиграли кампании, а следом вниз пошли и котировки их лидера. Но Байден тоже не стал фигурой, вокруг которой могла бы сплотиться нация. Возраст, ментальное здоровье, управленческие компетенции — уж слишком много вопросов вызывала его личность. К тому же президент умудрился наступить на те же грабли, что и Трамп, вляпавшись в череду скандалов с коррупцией сына и секретным документами.

Из-за вакуума лидерства американские прогрессисты стали прогрессивнее, а реакционеры еще реакционнее. Растущую поляризацию уже показали битва за аборты и разгорающаяся битва за бюджет. И, по всей видимости, тренд продолжится в 2024 году, когда настанет время решать, в каком направлении США пойдут дальше.

В отношении Байдена все чаще звучит термин «хромая утка». Его противники дали старт президентской гонке за два года до выборов, что выглядит невероятным по меркам США. Между тем хозяину Белого дома не удалось избавиться от амплуа президента переходного периода, из-за чего 60% американцев и 70% демократов не хотят видеть его в бюллетенях в 2024 году.

Со взращиванием преемника у Байдена тоже не задалось. Вице-президент Камала Харрис не оправдала ожиданий, а первый в истории открытый гей-министр Пит Буттиджич выглядит очень рискованным вариантом.

От недостатка идей демократы обращаются к самым невероятным персоналиям, вроде Хиллари Клинтон, Мишель Обамы и даже Меган Маркл. А по другую сторону политического спектра им угрожают целых два Трампа — экс-президент США и «Трамп с мозгами» Рон Десантис. Таким образом, на «экваторе» правления Байдена вопрос о том, что будет с Америкой дальше, по-прежнему остается без ответа.

━━━━━

Виталий Рюмшин